2023-2024_08_03_01_22_ПГС_plx_История (история России_ всеобщая история)_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История (история России, всеобщая история)
______________ 2023 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_22_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Ст.пр, Лобкова Надежда Александровна
 
История (история России, всеобщая история)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2023 протокол № 15.
 
Протокол от __ __________ 2023 г. № __

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
Т.С. Питель               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины  «История (история России. всеобщая история)» - сформировать представления о месте истории в  системе гуманитарного знания и о взаимосвязи истории России, западных и восточных стран во всемирно-историческом процессе; вооружить обучающегося историческими  знаниями, необходимыми для изучения гуманитарных дисциплин  и воспитания нравственности, гражданственности и культуры в условиях современного общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует современное состояние общества в социально-историческом, этическом и философском аспектах
 
Знает основные методы поиска и обработки актуальной информации в тексте, принцип критики исторических источников
 
Умеет осуществлять поиск и обработку необходимой информации, сопоставлять различные источники, отделять достоверную информацию от недостоверной 
 
Владеет навыками системного поиска необходимой для саморазвития информации, приемами организации и оптимизации работы применительно к своей будущей деятельности
 
 
УК-5.2: Интерпретирует проблемы современности с позиций этики и философских знаний.
 
знает историческое многообразие культур народов России, значимость этнического многообразия для формирования современного российского общества
 
Умеет анализировать значение этнического многообразия для формирования современного российского общества
 
Владеет навыками межличностного и межкультурного взаимодействия с учетом исторически сложившегося межкультурного разнообразия общества
 
 
УК-5.3: Выстраивает межкультурное взаимодействие, основываясь на принципах толерантности и гражданской ответственности
 
Знает  о культурном многообразии народов России; этические ценности и их специфику в культурах разных народов; гуманистические идеалы и ориентиры современности
 
Умеет анализировать социокультурные особенности разных народов на основе научной методики; идентифицировать экстремистские проявления, аргументировано и четко отстаивать свою точку зрения с позиций толерантности и мультикультурализма
 
Умеет анализировать социокультурные особенности разных народов на основе научной методики; идентифицировать экстремистские проявления, аргументировано и четко отстаивать свою точку зрения с позиций толерантности и мультикультурализма
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,35
32,35
32,35
32,35
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 1
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. История как наука.  Русские земли IX-XVII в.в.

 
1.1
Историческая наука в современном обществе. Становление централизованных государств. Образование и развитие Российского государства (вторая пол. XV-XVIIв.в.) /Лек/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
1.2
Древняя Русь (IX-начало XII в.в.).  /Пр/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.5Л3.1 Л3.3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
стр. 5
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
 
1.3
Русские земли в период политической раздробленности. /Пр/
Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.5Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
1.4
Развитие среднеазиатских государств. Русь и кочевые народы. /Пр/
Л1.4 Л1.6Л2.1 Л2.4Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
 
Раздел 2. Россия и мир в XVIII – начале XX в.в.: попытки модернизации и промышленный переворот

 
2.1
XVIII век в европейской и мировой истории.

От Наполеоновских войн к Крымской войне: Россия и Европа.

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1Л3.2 Л3.3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
2.2
Российская империя и Европа во II половине XIX – начале XX в.в. /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.5Л3.2 Л3.3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
2.3
XVIII век в европейской и мировой истории. Дворцовые перевороты в русской истории.

Революции в Европе.

/Пр/

Л1.1 Л1.4 Л1.6Л2.3 Л2.5Л3.2 Л3.3

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
2.4
От Наполеоновских войн к Крымской войне: Россия и Европа. /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.2 Л3.3

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
 
Раздел 3. ХХ век в истории человечества. Россия и мир в XXI веке

 
3.1
Россия и мир в условиях первой мировой войны и революций

(1914-1922г.г.)

/Лек/

Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.1 Л2.5Л3.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.2
СССР и мир в довоенный период. /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.3
Россия и мир  во второй половине ХХ  века и в настоящее время. /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.4
СССР и мир в довоенный период. /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.5
Вторая мировая война: мир и СССР. /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.2

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.6
Россия и мир  во второй половине ХХ  века и в настоящее время. /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.2 Л2.5Л3.2

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.7
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.7

40
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.8
Экзамен /КА/

0,35
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 6
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Князев Е. А.

История России. XVII — первая половина XIX века: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Чураков Д. О., Панов В. Н., Панова Л. Н., Матвеева А. М., Саркисян С. А.

История России. XX — начало XXI века: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Фирсов С. Л.

История России: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.4
Павленко Н. И., Андреев И. Л., Федоров В. А.

История России с древнейших времен до 1861 г. (с картами): Учебник Для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
 
Л1.5
Князев Е. А.

История России с древнейших времен до XVII века: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.6
Орлов, А. С., Георгиев, В. А.

История России: учебник
М.: Проспект, 2021
 
Л1.7
Орлов, А. С., Георгиев, В.

История России: учебник
М.: Проспект, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кириллов В. В.

История России: Учебное пособие Для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2016
 
Л2.2
Степанова Л. Г.

История России. Практикум: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.3
Набатова О. Г.

История России XVIII века. Конспект уроков: Практическое пособие
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.4
Набатова О. Г.

История России с древнейших времен до начала XVI века. Конспект уроков: Практическое пособие
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.5
Орлов, А. С., Георгиев, В. А.

История России в датах с древнейших времен до наших дней: учеб. пособие
М.: Проспект, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Герш К. В.

История России IX−XVI вв.: Учебно-методическое пособие
Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2020
 
Л3.2

История (история России, всеобщая история): методические указания
пос. Караваево: КГСХА, 2020
 
Л3.3
Под ред.проф.Б.В.Личмана

История России.Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней
Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.техн.ун-та, 1993
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
eLearning Server 4G академическая версия
6.3.1.2
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.3
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.4
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.5
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.6
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.7
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.8
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
 
стр. 7
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
 
6.3.1.9
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.10
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• самостоятельную работу Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами. Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос). На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение  практикующих упражнений, тестирование и др. Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

 
стр. 8
УП: 08.03.01_22_ПГС.plx
 
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету.

• Подготовка к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.