2023-2024_06_06_01_21_Эко_заоч_plx_Педагогика и психология высшей школы для подготовки к преподавательской деятельности в сфере экологии_Экология (в биологии)
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика и психология высшей школы для подготовки к преподавательской деятельности в сфере экологии
______________ 2021 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
06.06.01_21_Эко_заоч.plx

06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Экология (в биологии)

______________Стебаков Владимир Александрович
Факультет Агробизнеса и экологии
 
Форма обучения
заочная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
 
Орёл 2024
 
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат филологических наук, доцент, Бурко Наталья Владимировна 
 
Педагогика и психология высшей школы для подготовки к преподавательской деятельности в сфере экологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 871)
 
06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2021 протокол № 6.
 
Протокол от 24.02.2023 г. №  8

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование у аспирантов психологических и педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузе в сфере биологических ресурсов. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе обучения на бакалавриате, в магистратуре ("Культура речи и деловое общение", "История", "Философия") и в аспирантуре:
2.1.2
История и философия науки
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-4: способность применять  современные методы и методики преподавания  специальных дисциплин  в профессиональных  образовательных организациях,  образовательных организациях  высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин 
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Контактная работа Контроль
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе в форме практ.подготовки
2
2
2
2
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10,25
10,25
10,25
10,25
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
7,75
7,75
7,75
7,75
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля на курсах:
Часов по учебному плану
108
зачеты с оценкой 3
в том числе:
аудиторные занятия
10
самостоятельная работа
90
часов на контроль
7,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Образовательный процесс в высшей школе

 
1.1
Современное образовательное пространство. Педагогика в системе наук о человеке. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

2
3
 
1.2
Современное образовательное пространство. Педагогика в системе наук о человеке. Компетентностный подход в образовании. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.5 Л2.6Л3.1

Э1

2
3
 
1.3
Сущность и характеристика процесса обучения. Концепции обучения. /Ср/
Л1.2Л2.9Л3.1

Э1

4
3
 
 
стр. 6
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
Раздел 2. Технологии обучения и взаимодействия в образовательном пространстве вуза

 
2.1
Организационные формы и методы обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.8 Л2.10Л3.1

2
3
 
2.2
Организационные формы и методы обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.11Л3.1

Э1

4
3
2
 
2.3
Формы и методы обучения. Педагогические технологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9 Л2.11Л3.1

Э1

7
3
 
2.4
Учебно-исследовательская работа студентов как часть их профессиональной подготовки /Ср/
Л1.2Л2.8Л3.1

Э1

6
3
 
2.5
Педагогическое мастерство преподавателя вуза /Ср/
Л1.2Л2.4Л3.1

Э1

11
3
 
2.6
Система контроля учебной деятельности студентов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.9Л3.1

Э1

10
3
 
 
Раздел 3. Воспитание как педагогическое явление высшей школы

 
3.1
Теория воспитания /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1

6
3
 
3.2
Студенческое самоуправление /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6Л3.1

Э1

4
3
 
 
Раздел 4. Социально-психологические особенности субъектов образовательного процесса

 
4.1
Познавательные психические процессы /Ср/
Л1.2Л2.7Л3.1

6
3
 
4.2
Мотивация учебно-познавательной деятельности /Ср/
Л1.2Л2.10Л3.1

Э1

6
3
 
4.3
Социально-психологическая характеристика студенческого коллектива /Ср/
Л1.2Л2.10Л3.1

Э1

8
3
 
4.4
Преподаватель и студент как субъекты образовательной деятельности /Пр/
Л1.2Л2.4 Л2.10Л3.1

2
3
 
4.5
Преподаватель и студенты как субъекты научно-педагогической деятельности /Ср/
Л1.2Л2.10Л3.1

10
3
 
4.6
Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе /Ср/
Л1.2Л2.8 Л2.9 Л2.10Л3.1

Э1

10
3
 
 
Раздел 5. Зачёт

 
стр. 7
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
5.1
Зачёт /КА/

0,25
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Охременко И. В., Дмитриева И. С., Козлов В. И., Копылов С. И., Кормилин С. А., Кустова Н. А., Прокопов С. В., Сопит А. В., Сопит Т. П., Шаркевич И. В., Шевелева Н. Е.

Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.2
Смирнов С. Д.

Психология и педагогика в высшей школе: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Попова, Г.

Студенческое самоуправление: система и диагностика
 
Л2.2
Шаламова, Л.

Студенческое самоуправление как фактор социальной активности молодежи
 
Л2.3
Ховрин, А. Ю.

Студенческое самоуправление в контексте социального партнерства
 
Л2.4
Якушева, С. Д.

Основы педагогического мастерства: учебник
М.: Академия, 2011
 
Л2.5

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ: периодическое издание

, 2021
 
Л2.6

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: периодическое издание
, 2021
 
Л2.7
Сластенин В. А., Абдурахманов Р. А., Азарнов Н. Н., Веракса Н. Е., Гнездилов Г. В., Колесова Ю. В., Костеров А. С., Мощенко А. В., Подымова Л. С., Каширин В. П.

Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.8
Дудина М. Н.

Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
стр. 8
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.9
Сластенин В. А., Образцов П. И., Уман А. И., Виленский М. Я.

Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.10
Сластенин В. А., Абдурахманов Р. А., Азарнов Н. Н., Веракса Н. Е., Гнездилов Г. В., Колесова Ю. В., Костеров А. С., Мощенко А. В., Подымова Л. С., Каширин В. П.

Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.11
Макарова Н. С., Дука Н. А., Чекалева Н. В.

Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бурко, Н. В.

Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие для аспирантов
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
ЭБС издательства «Юрайт» 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
eLearning Server 4G академическая версия
6.3.1.2
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.3
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.1.5
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.6
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.7
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.8
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.9
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.10
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.11
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.12
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.13
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.14
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.15
Microsoft Win SL 8 Russian Academic версия 8
6.3.1.16
Microsoft Windows Professional 8 версия 2013
6.3.1.17
Microsoft Office 2013 Russian Academic
6.3.1.18
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.19
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.20
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.21
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
 
стр. 9
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
6.3.1.22
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.23
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.24
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.25
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.26
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academicт OLP версия 8.1
6.3.1.27
Microsoft ®WINHOME 10 RussТan AcadОmТc
6.3.1.28
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.29
Microsoft Windows 2000
6.3.1.30
Microsoft Office 2003
6.3.1.31
Microsoft Windows 10 Pro
6.3.1.32
Kaspersky Free
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
6.3.2.2
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
1-203
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
Специализированная мебель, доска настенная, акустическая система, проекционный экран, проектор NEK М402W, персональный компьютер, кронштейн, видеокамера купольная
Лек
Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
1-411
Учебная аудитория для проведения лабораторно-практических занятий, занятий семинарского типа
Специализированная мебель,

доска настенная 2 шт., рабочее

место преподавателя, портреты

ученых, специализированные

стенды, демонстрационый материал; ноутбук; комплект презентационного оборудования в составе: проектор, экран

Пр
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
1-302 
компьютерный класс, аудитория для самостоятельной работы обучающихся
специализированная мебель, рабочая станция в составе: ПЭВМ; монитор; манипуляторы; ИБП АРС BX650CI-RS; рабочая станция в составе: ПЭВМ; монитор; манипуляторы, объединенные локальной сетью с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду 
Ср
Microsoft Windows XP Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 10
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
Орловского ГАУ.
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
КА
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции; • практические занятия; • устный опрос; • тестирование; • самостоятельную работу (изучение теоретического материала; выполнение практических упражнений; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к зачёту и пр.); • консультации преподавателя. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Целями практических занятий являются: • установление связей теории с практикой; • развитие логического мышления; • развитие коммуникативной компетенции; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины. Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой дидактические игры, выполнение практических упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях. Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачёту. К началу сессии обучающийся готовит для контактной работы с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при сдаче зачета. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объёме запланированных часов. Подготовка к учебным занятиям. В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Выполнение индивидуальных заданий. Для закрепления теоретического материала обучающиеся выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Текущий контроль и аттестация. Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал
 
стр. 11
УП: 06.06.01_21_Эко_заоч.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.