2024-2025_08_03_01_23_ПГС_plx_Железобетонные и каменные конструкции_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Агропромышленного и гражданского строительства
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Железобетонные и каменные конструкции
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_23_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.т.н., Доц., Абашин Евгений Геннадьевич
 
Железобетонные и каменные конструкции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 27.06.2023 г. № 13

Зав. кафедрой Фетисова Мария Александровна

Агропромышленного и гражданского строительства
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями освоения дисциплины «Железобетонные и каменные конструкции» является изучение видов строительных конструкций из железобетона и каменных материалов, их применение в строительстве, обучение обучающихся навыкам проектирования данных конструкций с использованием современных методов расчета и нормативно-технической документации и использование в практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
физика – физическая природа разрушения, деформируемости, пластичности материалов на основе древесины и пластмасс, термического  расширения;
2.1.2
математика – навыки дифференцирования, интегрирования, поиска экстремума функций, интерполирования;
2.1.3
сопротивление материалов – навыки определения геометрических характеристик сложных сечений (статического момента, момента инерции, момента сопротивления), внутренних усилий, нормальных и касательных напряжений при изгибе, перемещении;
2.1.4
строительные материалы – химический состав, физическо-механические свойства, коррозия арматуры и бетона и методы борьбы с ней;
2.1.5
теоретическая механика – знание законов сложения и разложения сил на составляющие, определение равнодействующих сил, проецирования сил на оси, определение момента силы относительно произвольной оси;
2.1.6
строительная механика – навыки статического расчета, расчета на устойчивость и определение перемещений плоских стержневых систем; навыки построения линий влияния.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-1: Способность проводить оценку технических и технологических решений в сфере промышленного и гражданского строительства
 
ПК-1.1: Выбор и систематизация информации об основных параметрах технических и технологических решений в сфере промышленного и гражданского строительства
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Выбор нормативно-технических документов, устанавливающих требования к зданиям (сооружениям)промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Оценка технических и технологических решений в сфере промышленного и гражданского строительства на соответствие нормативно-техническим документам
 
 
 
 
 
 
ПК-2: Способность организовывать и проводить работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения
 
ПК-2.1: Выбор и систематизация информации и нормативно-методических документов, регламентирующих проведение обследования (испытаний)строительных конструкций здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения, в том числе проведение документального исследования
 
 
 
 
 
ПК-2.2: Выполнение обследования (испытания)строительной конструкции здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-2.3: Обработка результатов обследования (испытания) и составление проекта отчета по результатам обследования (испытания) строительной конструкции здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
 
ПК-4: Способность проводить расчетное обоснование и конструирование строительных конструкций зданий и сооружений промышленного и гражданского назначения
 
ПК-4.1: Выбор исходной информации и нормативно-технических документов, методики для выполнения расчётного обоснования проектных решений конструкции здания (сооружения)промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-4.2: Сбор нагрузок и воздействий, выбор параметров расчетной схемы, выполнение расчетов по первой, второй группам предельных состояний конструкции здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
ПК-4.3: Конструирование и графическое оформление проектной документации на строительную конструкцию, представление и защита результатов работ по расчетному обоснованию и конструированию строительной конструкции здания(сооружения) промышленного и гражданского назначения
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
15 4/6
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
12
12
22
22
Лабораторные
12
12
16
16
28
28
Практические
10
10
16
16
26
26
Руководство и консультирование
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
0,7
0,7
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
44
44
76
76
Кoнтактная рабoта
32,35
32,35
45,85
45,85
78,2
78,2
Сам. работа
40
40
62,5
62,5
102,5
102,5
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
71,3
71,3
Итого
108
108
144
144
252
252
 
Общая трудоемкость
7 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
252
экзамены 6, 7 курсовые проекты 7
в том числе:
аудиторные занятия
76
самостоятельная работа
102,5
часов на контроль
71,3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1

 
1.1
Введение в дисциплину, общие положения; Бетон и его свойства;Арматура как материал ЖБК; Свойства железобетона   /Лек/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
стр. 5
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
1.2
Определение расчетных

характеристик бетона по эталонным образцам; Изучение работы железобетонной балки

под действием изгибающего момента; Определение прочностных

характеристик кирпича

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
1.3
  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

20
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
 
Раздел 2. Модуль 2

 
2.1
Предварительное напряжение железобетонных конструкций

Основы теории сопротивления железобетона

Основы проектирования многоэтажных промышленных зданий

/Лек/

Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
2.2
Развитие методов расчета ЖБК

Метод расчета железобетонных конструкций по предельным состояниям

Экономическое сравнение вариантов проектируемого здания

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
4
 
2.3
Определение несущей способности

и проверка прочности сечений железобетонных изгибаемых элементов

Определение размеров сечений железобетонных элементов и площади арматуры

/Лаб/

Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
2.4
    /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

20
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
2.5
/КА/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0,35
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
6
 
 
Раздел 3. Модуль 3

 
3.1
Расчет изгибаемых элементов по первой группе предельных состояний

Расчет внецентренно сжатых и растянутых элементов по первой группе предельных состояний

Расчет по второй группе предельных состояний

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
стр. 6
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
3.2
Расчет ребристой железобетонной плиты по первому предельному состоянию.

Расчет разрезного ригеля по первому предельному состоянию.Расчет колонны многоэтажного промышленного здания по первой группе предельных состояний.  Расчет центрально нагруженного фундамента.

/Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
3.3
Расчет продольного ребра ребристой железобетонной плиты по образованию и раскрытию трещин.

Расчет продольного ребра ребристой железобетонной плиты по прогибам.

/Лаб/

Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
3.4
  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

30
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
 
Раздел 4. Модуль 4

 
4.1
Каменные и армокаменные конструкции /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
4.2
Стадии работы кладки под нагрузкой

Расчет центрально-сжатых элементов.

Армокаменные конструкции. Расчет и проектирование.

/Пр/

Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
4.3
Армокаменные конструкции. Расчет и проектирование /Лаб/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
4.4
  /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

32,5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
4.5
/КА/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0,35
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
4.6
/РиК/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1,5
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 7
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Цай Т. Н.

Строительные конструкции. Железобетонные конструкции
Санкт-Петербург: Лань, 2021
 
Л1.2

Железобетонные и каменные конструкции: Проектирование железобетонных несущих конструкций одноэтажного каркасного промышленного здания с мостовыми кранами: учебное пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2020
 
Л1.3
Комлев А. А.

Железобетонные и каменные конструкции: курс лекций
Омск: СибАДИ, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Красовицкий М. Ю., Меднов А. Е.

Железобетонные и каменные конструкции: сборник тестовых заданий для бакалавров по направлению 08.03.01 "строительство" профиля "промышленное и гражданское строительство"
Москва: РУТ (МИИТ), 2019
 
Л2.2
Румянцева И. А.

Железобетонные и каменные конструкции: курс лекций
Москва: РУТ (МИИТ), 2011
 
Л2.3
Байков, В.  Н., Сигалов, Э. Е.

Железобетонные конструкции: общий курс: учебник для вузов
М.: Стройиздат, 1991
 
Л2.4

Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века: периодическое издание
, 2019
 
Л2.5

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИИ

NAUCHNO-PRAKTICHESKIII I KUL'TURNO-PROSVETITEL'SKII ZHURNAL: периодическое издание

, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Абашин, Е. Г.

Железобетонные и каменные конструкции. Сборные конструкции многоэтажного производственного здания [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для практических занятий по дисциплине Железобетонные и каменные конструкции «Сборные конструкции многоэтажного производственного зданий» для обучающихся по направлению 08.03.01 «Строительство» профиль «Промышленное и гражданское строительство»
Орел: Картуш, 2018
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина (сайт научной библиотеки с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных) Режим доступа: http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php. Неограниченный доступ
 
Э2
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 16.06.2023) Открытый доступ
 
Э3
ЭБС Издательства «Лань». Режим доступа: http://lanbook.com/ebs.php Неограниченный доступ
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
стр. 8
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
6.3.2.2
Лань
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Пр
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
КА
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
РиК
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Столы, стулья на 26 посадочных места, доска настенная, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа.
Экзамен
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в 
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

 
стр. 9
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

- лекции

- практические занятия

- лабораторные занятия

- самостоятельную работу

- консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения практических и лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• владение практическими навыками проектирования и выполнения расчетов конструкции из дерева и пластмасс по предельным состояниям, в том числе с использованием стандартных программных комплексов.

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).

На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

На практических и лабораторных занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к практическим и лабораторным занятиям.

В ходе подготовки к практическим и лабораторным занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

 
стр. 10
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических и лабораторных занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.