2024-2025_08_03_01_23_ПГС_plx_Сопротивление материалов_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Техносферной безопасности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Сопротивление материалов
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_23_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.ф-м.н., профессор, Малинин Владислав Георгиевич;старший преподаватель, Волкова Инесса Леонидовна
 
Сопротивление материалов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2022 г. № 6

Зав. кафедрой Яковлева Елена Валерьевна

Техносферной безопасности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины является формирование комплекса знаний в области прове-дения инженерных расчётов при простом и сложном сопротивлении на прочность, жёст-кость и устойчивость элементов конструкций, обеспечивающих требуемую надёжность и безопасность работы изделий в условиях действия статических и динамических нагрузок.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теоретическая механика
2.1.2
Физика
2.1.3
Математика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Архитектура зданий и сооружений
2.2.2
Основания и фундаменты зданий, сооружений
2.2.3
Металлические конструкции
2.2.4
Строительная механика
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-1.1: Определение характеристик, выявление и классификация физических и химических процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности, выбор базовых физических и химических законов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
ОПК-1.2: Представление базовых для профессиональной сферы физических процессов и явлений в виде математического(их) уравнения(й), решение инженерных задач с помощью математического аппарата, аналитической геометрии, обработка расчетных и экспериментальных данных вероятностно-статистическими методами
 
 
 
 
 
ОПК-1.3: Решение инженерно-геометрических задач аналитическими, математическими, графическими способами
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
17 1/6
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
12
12
Практические
16
16
20
20
36
36
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
0,7
0,7
Итого ауд.
22
22
26
26
48
48
Кoнтактная рабoта
22,35
22,35
26,35
26,35
48,7
48,7
Сам. работа
14
14
10
10
24
24
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
71,3
71,3
Итого
72
72
72
72
144
144
 
стр. 4
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
Общая трудоемкость
4 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
144
экзамены 3, 4
в том числе:
аудиторные занятия
48
самостоятельная работа
24
часов на контроль
71,3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Центральное растяжение, сжатие; геометрические характеристики

 
1.1
Основные понятия. Центральное растяжение-сжатие. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
1.2
Статически-неопределимые системы при растяжении. напряженное и деформированное состояние в точке. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
1.3
Геометрические характеристики плоских сечений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
1.4
Центральное растяжение-сжатие. Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
1.5
Расчет статически-неопредилимых систем при растяжении-сжатии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
1.6
Определение геометрических характеристик плоских составных (сложных) сечений. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
 
Раздел 2. Кручение; прямой поперечный изгиб

 
2.1
Кручение. Напряжения при кручении. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
2.2
Расчеты на прочность и жесткость при изгибе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
2.3
Расчеты на прочность и жесткость при кручении. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
2.4
Построение эпюр внутренних силовых факторов и проверочные расчеты на прочность и жёсткость при поперечном изгибе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
2.5
Проверка прочность по главным напряжениям; построение эпюр главных напряжений. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
2.6
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0,35
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
стр. 5
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
2.7
Самостоятельное изучение материала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

14
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
 
Раздел 3. Статически неопределимые системы

 
3.1
Статически неопределимые системы. Метод сил. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
3.2
Раскрытие статически-неопределимых систем методом сил /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
 
Раздел 4. Сложное сопротивление; устойчивость центрально сжатых стержней; динамические нагрузки

 
4.1
Виды сложного сопротивления. Косой изгиб. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.2
Внецентренное растяжение-сжатие. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.3
Изгиб с кручением. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.4
Устойчивость сжатых стержней. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.5
Динамические нагрузки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.6
Сложное сопротивление. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.7
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0,35
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
4.8
Самостоятельное изучение материала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Асадулина Е. Ю.

Сопротивление материалов. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Асадулина Е. Ю.

Техническая механика: сопротивление материалов: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Александров А. В., Потапов В. Д., Державин Б. П.

Сопротивление материалов в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Молотников В. Я.

Механика конструкций. Теоретическая механика. Сопротивление материалов
Санкт-Петербург: Лань, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru (дата обращения: 20.01.2022, открытый доступ) 
 
Э2
Научная электронная библиотека «Киберленинка»: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 10.01.2022, открытый доступ)
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.2
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
6.3.2.3
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-114
Лаборатория по сопротивлению материалов. Лаборатория теоретической и прикладной механики. Учебная оудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук Lenovo Flex2-15, экран на треноге ViewScreen <TCL-1104> Clamp, проектор Acer Projector X1273)
Пр
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-114
Лаборатория по сопротивлению материалов. Лаборатория теоретической и прикладной механики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя, доска настенная.. Комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук Lenovo Flex2-15, экран на треноге ViewScreen <TCL-1104> Clamp, проектор Acer Projector X1273).  Машина УМЭ-10-ТМ, разрывная машина Р-20, пресс П-10, тензометрические лабораторные установки. Комбинезон защитный "Тайкем С", Каска Строитель белая, Маска сварщика, Наушники МАХ500, Полукомбинезон, Полумаска ЗМ-6200, Пояс предохранительный, Респиратор, щиток защитный, Дозиметр-радиометр МКС-АТ1117М с блоком детектирования БДПС-02
Лек
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
 
2-213
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, доска настенная, ПК – 1 шт., ком-плект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт., экран переносной рулонный на треноге – 1 шт., проектор – 1 шт.).
Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
 
2-306
Компьютерный класс. Аудитория для курсового и дипломного проектирования
Аудитория для самостоятельной работы: специализированная (учебная) мебель. ПК-8шт.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, курсового проектирования; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального под-тверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого формулируется цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях проводятся предусмотренные рабочей программой мастер-классы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С 

 
стр. 8
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить полученные знания по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой прой-денной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний, обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Индивидуальное задание, выполненное в ходе курсового проектирования, защищается обучающимся перед комиссией, сформированной из преподавателей кафедры.

Текущий контроль и промежуточная аттестация.

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к контактной работе, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.