2024-2025_08_03_01_23_ПГС_plx_Математика_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математика
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_23_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент, Волобуева Татьяна Александровна
 
Математика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 30.01.2023 г. № 7

Зав. кафедрой Зайцев Алексей Геннадьевич

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения дисциплины «Математика» - вооружить обучающихся математическими знаниями, создать фундамент математического образования, необходимый для получения профессиональных компетенций, воспитать математическую культуру и понимание роли математики в различных сферах профессиональной деятельности. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
К исходным требованиям необходимым для изучения дисциплины «Математика» относятся знания, умения и виды деятельности, сформулированные в образовательном  стандарте основ-ного общего образования по математике. Базовыми для изучения дисциплины являются курсы средней: арифметика,  алгебра и начала анализа, планиметрия, стереометрия, тригонометрия.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дисциплина «Математика» является основой для изучения дисциплин: Инженерная графика; Физика; Теоретическая механика.
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение
 
 
 
 
 
УК-2.2: Выбирает оптимальный способ решения задач
 
 
 
 
 
УК-2.3: Учитывает действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
 
 
 
 
 
 
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-1.1: Определение характеристик, выявление и классификация физических и химических процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности, выбор базовых физических и химических законов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
ОПК-1.2: Представление базовых для профессиональной сферы физических процессов и явлений в виде математического(их) уравнения(й), решение инженерных задач с помощью математического аппарата, аналитической геометрии, обработка расчетных и экспериментальных данных вероятностно-статистическими методами
 
 
 
 
 
ОПК-1.3: Решение инженерно-геометрических задач аналитическими, математическими, графическими способами
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
17 4/6
16 2/6
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
16
16
28
28
Практические
16
16
22
22
36
36
74
74
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
0,7
0,7
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
22
22
28
28
52
52
102
102
Кoнтактная рабoта
22,25
22,25
28,35
28,35
52,35
52,35
102,95
102,95
Сам. работа
49,75
49,75
8
8
56
56
113,75
113,75
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
71,3
71,3
Итого
72
72
72
72
144
144
288
288
 
Общая трудоемкость
8 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
288
экзамены 2, 3 зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
102
самостоятельная работа
113,75
часов на контроль
71,3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 1. Элементы линейной и векторной алгебры. Аналитическая геометрия

 
1.1
Линейная и векторная алгебра /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
стр. 5
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
1.2
Матрицы и действия над ними. Определители второго и третьего порядков и их свойства. Обратная матрица. Системы 2-х и 3-

х линейных уравнений.

Формулы Крамера. Метод

Гаусса. Теорема Кронекера -

Капелли

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
1.3
Векторы. Линейные операции. Проекции вектора и его координаты. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов и их приложения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
1.4
Прямая на плоскости (различные виды уравнений прямой). Плоскость и прямая в пространстве, их уравнения и взаимное расположение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

24,75
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Введение в анализ и дифференциальное исчисление функций одной и нескольких переменных 

 
2.1
Предел функции.

Непрерывность функции.

Точки разрыва. Производная

функции одной

переменной. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.2
Дифференциальное исчисление функции нескольких переменных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.3
Числовая последовательность.

Предел числовой

последовательности. Предел

функции. Бесконечно

большие и бесконечно малые

величины. Асимптотические

равенства. Виды

неопределённостей.

Непрерывность функции.

Точки разрыва

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.4
Правила дифференцирования. Таблица производных элементарных функций. Дифференциал функции, его геометрический смысл. Применение дифференциала в приближенных вычислениях.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.5
ФНП, область определения. Предел функции двух переменных. Непрерывность функции в точке и в области. Частные производные. Дифференцируемость функции и полный дифференциал.   Касательная плоскость и нормаль к поверхности. Экстремум функции двух переменных.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
стр. 6
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
2.6
Производная по направлению и градиент ФНП. Частные производные высших порядков. Сложные и неявная ФНП. Наибольшее и наименьшее значения функции двух переменных в замкнутой области. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

25
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.7
Зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

0,25
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Интегральное исчисление

 
3.1
Первообразная. Неопределённый интеграл и его свойства. Таблица основных интегралов. Основные методы интегрирования: подведение под знак дифференциала, замена переменной, интегрирование по частям.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
3.2
Задачи, приводящие к понятию определённого интеграла. Аналитическое определение, свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Замена переменной в определённом интеграле. Интегрирование по частям. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
3.3
Комплексные числа. Их изображение на числовой плоскости. Модуль, аргумент, алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы комплексных чисел. Операции над комплексными числами. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
3.4
Первообразная. Неопределённый интеграл и его свойства. Таблица основных интегралов. Основные методы интегрирования: подведение под знак дифференциала, замена переменной, интегрирование по частям.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
3.5
Интегрирование рациональных дробей.  Интегрирование тригонометрических функций. Интегрирование некоторых иррациональных выражений с помощью тригонометрических подстановок. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
3.6
Задачи, приводящие к понятию определённого интеграла. Аналитическое определение, свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Замена переменной в определённом интеграле. Интегрирование по частям. Несобственные интегралы. Признаки сравнения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
3.7
Геометрические приложения определенного интеграла. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
стр. 7
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
3.8
Физические приложения определенного интеграла. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Дифференциальные уравнения

 
4.1
Дифференциальные уравнения первого порядка.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
4.2
Дифференциальные уравнения. Общее и частное решения. Задача Коши. Уравнения с разделяющимися переменными и уравнения. Однородные дифференциальные уравнения. Линейные дифференциальные уравнения и уравнения Бернулли.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
4.3
Дифференциальные уравнения высших порядков, задача Коши. Дифференциальные уравнения, допускающие понижение порядка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
4.4
Линейные однородные дифференциальные уравнения высшего порядка с постоянными коэффициентами. Характеристическое уравнение. Линейные неоднородные дифференциальные уравнения высшего порядка. Дифференциальные уравнения неоднородные с постоянными коэффициентами и специального вида правой частью. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
4.5
Дифференциальные уравнения в полных дифференциалах.  Геометрия дифференциальных уравнений первого порядка. Поле направлений. Метод изоклин  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
4.6
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

0,35
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
2
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Ряды

 
5.1
Числовые ряды. Сходимость и сумма ряда. Необходимый признак сходимости ряда. Достаточные признаки сходимости знакоположительных рядов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
5.2
Функциональные ряды, область сходимости. Степенные ряды. Свойства степенных рядов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
стр. 8
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
5.3
Числовые ряды. Сходимость и сумма ряда. Необходимый признак сходимости ряда. Достаточные признаки сходимости знакоположительных рядов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
5.4
Знакопеременные ряды. Условная и абсолютная сходимости. Теорема Лейбница. Свойства абсолютно сходящихся рядов  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
5.5
Функциональные ряды, область сходимости. Степенные ряды. Свойства степенных рядов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
5.6
Ряды Тейлора и Маклорена. Необходимые условия разложения. Основные разложения. Приближенные вычисления с помощью рядов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
5.7
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2

20
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
 
Раздел 6. Раздел 6. Теория вероятностей и элементы математической статистики

 
6.1
Случайные события. Классическая вероятность. Основные формулы комбинаторики. Алгебра событий. Теоремы сложений и умножения вероятности  /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.2
Вероятность появления хоты бы одного события. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Повторение испытаний. Формулы Бернулли, Лапласа, Пуассона. Наивероятнейшее число появления событий. /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.3
Случайная величина. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретной случайной величины. Числовые характеристики. /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.4
Непрерывная случайная величина. Дифференциальные и интегральные функции распределения. Числовые характеристики. /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.5
Случайные события. Классическая вероятность. Основные формулы комбинаторики. Алгебра событий. Теоремы сложений и умножения вероятности  /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.6
Вероятность появления хоты бы одного события. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Повторение испытаний. Формулы Бернулли, Лапласа, Пуассона. Наивероятнейшее число появления событий. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
стр. 9
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
6.7
Случайная величина. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретной случайной величины. Числовые характеристики. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.8
Непрерывная случайная величина. Дифференциальные и интегральные функции распределения. Числовые характеристики. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.9
Законы распределения дискретных и непрерывных случайных величин. /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.10
Основы математической статистики /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.11
Основные понятия. Выборочный метод. Статистическое распределение. Эмпирическая функция распределения. Точные оценки статистических параметров. Генеральная совокупность и выборка. Вариационный ряд. Эмпирическое распределение. Полигон и гистограмма.  /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.12
Точечные оценки параметров распределения по выборке и их характеристики: несмещенность, эффективность, состоятельность. Доверительный интервал.  /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.13
Функциональная и статистическая зависимости. Корреляционная таблица. Коэффициент корреляции. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.14
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
6.15
Экзамен /КА/
Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0,35
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 10
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Богомолов Н. В.

Математика. Задачи с решениями в 2 ч. Часть 2: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Богомолов Н. В., Самойленко П. И.

Математика: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Кремер Н. Ш.

Теория вероятностей и математическая статистика: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гмурман В. Е.

Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Хорошилова Е. В.

Высшая математика. Лекции и семинары: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Волобуева, Т. А., Уварова, М. Н.

Теория вероятностей [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
 
Э2
Федеральный портал "Российское образование"
 
Э3
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
 
Э4
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
6.3.2.2
Лань
6.3.2.3
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-303
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:

- Ноутбук;

- Рулонный настенный экран;

- Кабели коммутации;

- Колонки;

- Проектор.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-102
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 16 посадочных мест, рабочее место преподавателя, доска настенная.

Набор демонстрационного оборудования-Аэромикс:

Бетономешалка лебедянская 1 шт.,

Компрессор Elitech КПМ 1 шт.,

Насос поверхностыйДжамбо 1 шт.,

Насос поверхностый САМ 1 

Пр
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 11
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
шт.,

Пеногенерирующее устройство 1шт.

Электрошкаф сушильный СНОЛ 3,5.3,5.3,5/3,5-И1 1шт.

Форма кубов ФК-200 для приготовления ц/бетонных кубов 200*200*200 (1-гнездовая) – 2шт.

Форма для приготовления ц/кубов 100*100*100 (2-гнездовая)-2 шт.

Форма для приготовления ц/бетонных кубов 50*50*50 трехгнездовая – 2шт.

Форма для приготовления ц/бетонных кубов 70,7*70,7*70,7 (3-гнездовая)-2шт.

Дестилятор ДЕМ-20 1 шт.

Круг истерочный ЛКИ-3 – 1шт.

Комплект сит КП-131-НС дл грунтов 000000000016927 – 2шт.

Конус Васильева КВБ 00000000000016930 – 2шт.

Специализированная мебель; комплект компьютерной техники

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции • практические занятия • самостоятельную работу, • консультации преподавателя. Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. На первой лекции до внимания обучающихся доводится структура курса и его разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция охватывает определенную тему курса и представляет собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала выполняется с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами. Целями проведения практических занятий являются: • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; • развитие логического мышления; • умение выбирать оптимальный метод решения; • приобретение навыков анализа полученных результатов; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое лабораторное занятие должно начинаться с повторения теоретического материала (устный опрос), к которому обучающиеся должны готовиться заранее. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, кон-трольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др. Самостоятельная работа обучающихся предусматривает: • Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении за-труднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к пре-подавателю. • Подготовка к практическим занятиям. В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литера-турой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее 
 
стр. 12
УП: 08.03.01_23_ПГС.plx
 
обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полу-ченных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке под-ходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в лабораторной работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные тео-ретические знания в различных экономических ситуациях. • Выполнение домашних заданий. Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется пре-подавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных за-даний на практических занятиях. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив пре-дельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.