МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Истории, философии и русского языка
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культура речи и деловое общение
Декан факультета/директор института (колледжа)
08.03.01_23_ПГС.plx
08.03.01 Строительство
Промышленное и гражданское строительство
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
Кандидат филологических наук, Доцент, Орехова Марина Васильевна
Культура речи и деловое общение
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
Протокол от 15.06.2023 г. № 12
Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович
Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Повышение коммуникативной компетенции обучающегося
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебный курс базируется на дисциплинах общеобразовательной школы и предшествует изучению других вузовских дисциплин гуманитарного цикла. При изучении курса «Культура речи и деловое общение» студенты получают представление об особенностях устной и письменной форм речи, нормах и стилях современного русского литературного языка, правилах составления деловых бумаг, основах делового общения и ораторского искусства, и полученные знания призваны помочь им в освоении общеобразовательных и специальных дисциплин.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1: Применяет требования к осуществлению деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке
УК-4.3: Использует современные информационные средства коммуникации
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Структурно-языковые типы норм. Акцентологические нормы. Орфоэпические нормы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Структурно-языковые типы норм. Лексические нормы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Структурно-языковые типы норм. Морфологические нормы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Структурно-языковые типы норм. Синтаксические нормы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Культура речевого общения. Языковая норма. Структурно-языковые типы норм /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Официально-деловой стиль речи /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Официально-деловой стиль речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 3. Деловое общение
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Культура делового письма /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2 Э3
Этика делового общения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Публичное выступление /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Этика делового общения. Виды и формы делового общения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
Раздел 4. Промежуточная аттестация
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1 Э2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Химик В. В., Бояркина В. Д., Буре Н. А., Милёхина Т. А., Моисеева В. Л., Селиверстова Е. И., Волкова Л. Б.
Культура речи и деловое общение: учебник и практикум для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Панфилова А. П., Долматов А. В.
Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов
Панфилова А. П., Долматов А. В.
Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов
6.1.3. Методические разработки
Черняк В. Д., Дунев А. И., Дымарский М. Я., Ефремов В. А., Кожевников А. Ю., Козловская Н. В., Левина И. Н., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В., Сидоренко К. П., Силантьев Е. Е., Хрымова М. Б., Шубина Н. Л.
Русский язык и культура речи: Учебник и практикум для вузов
Голубева А. В., Пономарева З. Н., Стычишина Л. П.
Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие для вузов
Черняк В. Д., Дунев А. И., Ефремов В. А., Сергеева Е. В., Сидоренко К. П.
Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: Учебно-практическое пособие Для академического бакалавриата
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный ресурс].
Электронный каталог AИБС «МАРК-SQL» [Электронный ресурс].
Информационно-справочная система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс].
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Windows XP Professional
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и
Специализированная мебель;
ПК - 9 шт.
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Free
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции;
• практические занятия;
• устный опрос;
• тестирование;
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в т. ч. контрольной работы; подготовку к устным опросам, зачёту и пр.);
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ её главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и её разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определённую тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.
Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно чётко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях выполняются предусмотренные рабочей программой практические упражнения, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.
Самостоятельное изучение теоретического материала
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачёту. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачёта). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объёме запланированных часов.
Подготовка к учебным занятиям
В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс её обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизвести сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
Выполнение индивидуальных заданий
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и
фронтальной проверок на учебных занятиях.
Текущий контроль и аттестация
Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к контактной работе обучающимся необходимо повторить изученный материал.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.