МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы научных исследований
Декан факультета/директор института (колледжа)
08.04.01_23_УН.plx
08.04.01 Строительство
Организация строительства и управление недвижимостью
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
д.э.н., Проф., Суворова Светлана Павловна
Основы научных исследований
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 23.06.2017 г. № 482)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
Протокол от 29.05.2023 г. № 15
Зав. кафедрой Шапорова Ольга Александровна
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью дисциплины является – систематизированное освоение базовых профессиональных знаний и умений, обучающимися в магистратуре, в области методологии, теории и технологий научно-исследовательской деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
основы анализа, синтеза, дедукции, индукции как методов исследования; основы использования информационных технологий;
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1: Описание сути проблемной ситуации, выявление составляющих проблемной ситуации и связей между ними
УК-1.2: Сбор и систематизация информации по проблеме, оценка достоверности информации о проблемной ситуации
УК-1.3: Разработка и обоснование плана действий по решению проблемной ситуации, выбор способа обоснования решения (индукция, дедукция, по аналогии) проблемной ситуации
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1: Поиск источников информации на русском и иностранном языках, использование информационно-коммуникационных технологий для поиска, обработки и представления информации, составление и корректный перевод академических и профессиональных текстов с иностранного языка на государственный язык РФ и с государственного языка РФ на иностранный
УК-4.2: Представление результатов академической и профессиональной деятельности на публичных мероприятиях, ведение академической и профессиональной дискуссии на государственном языке РФ и/или иностранном языке
УК-4.3: Выбор стиля делового общения применительно к ситуации взаимодействия, ведение деловой переписки
ОПК-2: Способен анализировать, критически осмысливать и представлять информацию, осуществлять поиск научно-технической информации, приобретать новые знания, в том числе с помощью информационных технологий
ОПК-2.1: Сбор и систематизация научно-технической информации о рассматриваемом объекте, в т.ч. с использованием информационных технологий
ОПК-2.2: Оценка достоверности научно-технической информации о рассматриваемом объекте
ОПК-2.3: Использование средств прикладного программного обеспечения для обоснования результатов решения задачи профессиональной деятельности, использование информационно-коммуникационных технологий для оформления документации и представления информации
ОПК-6: Способен осуществлять исследования объектов и процессов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства
ОПК-6.1: Формулирование целей, постановка задачи исследований, способов, методик выполнения исследований, составление программы для проведения исследований, определение потребности в ресурсах соблюдения требований охраны труда при выполнении
ОПК-6.2: Выполнение, обработка результатов и контроль выполнения эмпирических исследований объекта профессиональной деятельности
ОПК-6.3: Документирование результатов исследований, оформление отчётной документации, формулирование выводов по результатам исследования и защита результатов проведённых исследований
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Методологические основы научных знаний /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Направление научных исследований /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Основы планирования научного исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Планирование эксперимента по направлению: Сложный теплообмен и теплопередача
/Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Определение эффективности теплозащитных свойств ограждающих конструкций.
Обработка воздуха на i-d диаграмме. Конвективный теплообмен.
/Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
История науки. Цели науки и открываемых ею законов. Диалектика научного познания. Логика исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования. Информационный поиск. Разработка научной гипотезы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Нормативно-правовая основа планирования научного исследования. Перспективное и текущее планирование научного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Самостоятельное изучение теоретического материала -современные направления научных исследований /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Теоретические исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Экспериментальные исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Обработка результатов экспериментальных исследований. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Задачи теоретических исследований. Структура теоретических исследований. Методы теоретических исследований /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Планирование эксперимента. Методы моделирования решения экспериментальных исследований /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Обработка результатов экспериментальных исследований: - определение общей оценочной характеристики измерения; - определение минимального количества измерений; - подбор эмпирических формул; - графический метод выравнивания. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Самостоятельное изучение экспериментальных исследований теоретического материала /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Методология научных исследований: Учебник для вузов
Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И.
Методология и методы научного исследования: Учебное пособие для вузов
Основы научных исследований
Санкт-Петербург: Лань, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Байбородова Л. В., Чернявская А. П.
Методология и методы научного исследования: Учебное пособие для вузов
Мокий В. С., Лукьянова Т. А.
Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: Учебное пособие для вузов
Архитектурный менеджмент и администрирование: Учебное пособие для вузов
Чекардовская, И. А., Бакановская, Л. Н.
Основы научных исследований с применением современных информационных технологий
Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022
6.1.3. Методические разработки
Кузьмина Т. К., Вотякова О. Н., Большакова П. В.
Организация, планирование и управление строительством: учебно-методическое пособие
Москва: МИСИ – МГСУ, 2022
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
информационно-образовательная
среда университета
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка».
Электронная библиотека eLIBRARY.RU.
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Office 2013 стандарт
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:
- Ноутбук;
- Рулонный настенный экран;
- Кабели коммутации;
- Колонки;
- Проектор.
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:
- Ноутбук;
- Рулонный настенный экран;
- Кабели коммутации;
- Колонки;
- Проектор.
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Преподавание дисциплины предусматривает:
лекции
практические занятия
лабораторные занятия
самостоятельную работу,
консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются: установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; развитие логического мышления; умение выбирать оптимальный метод решения; приобретение навыков анализа полученных результатов; контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос). На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
1. Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
2. Подготовка к практическим занятиям. В ходе подготовки к практическим занятиям, обучающимся следует внимательно
ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал,предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
3. Выполнение домашних заданий. Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков, обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза. Обучающийся получает допуск к зачету при успешном выполнении всех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.