МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация и управление производственной деятельностью
Декан факультета/директор института (колледжа)
08.04.01_23_УН.plx
08.04.01 Строительство
Организация строительства и управление недвижимостью
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
к.э.н., Доц., Питель Татьяна Семеновна
Организация и управление производственной деятельностью
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 23.06.2017 г. № 482)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
Протокол от 29.05.2023 г. № 15
Зав. кафедрой Шапорова Ольга Александровна
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование теоретических знаний и практических навыков у обучающихся по вопросам современного состояния и перспектив развития организации и управления строительным производством, методов эффективной организации строительного производства и организаторской работы с людьми.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Организация деятельности строительного предприятия
Организация инвестиционно-строительной деятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1: Формулирование цели, задач, значимости, ожидаемых результатов проекта, определение потребности в ресурсах для реализации проекта
УК-2.2: Разработка плана реализации проекта, контроль реализации проекта
УК-2.3: Оценка эффективности реализации проекта и разработка плана действий по его корректировке
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
УК-4.1: Поиск источников информации на русском и иностранном языках, использование информационно-коммуникационных технологий для поиска, обработки и представления информации, составление и корректный перевод академических и профессиональных текстов с иностранного языка на государственный язык РФ и с государственного языка РФ на иностранный
УК-4.2: Представление результатов академической и профессиональной деятельности на публичных мероприятиях, ведение академической и профессиональной дискуссии на государственном языке РФ и/или иностранном языке
УК-4.3: Выбор стиля делового общения применительно к ситуации взаимодействия, ведение деловой переписки
ОПК-3: Способен ставить и решать научно-технические задачи в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства на основе знания проблем отрасли и опыта их решения
ОПК-3.1: Формулирование научно-технической задачи основе знания проблем отрасли и опыта их решения, сбор и систематизация информации об опыте решения научно-технической задачи в сфере профессиональной деятельности
ОПК-3.2: Выбор методов решения, установление ограничений к решениям научно-технической задачи в сфере профессиональной деятельности на основе нормативно-технической документации и знания проблем отрасли и опыта их решения
ОПК-3.3: Составление перечней работ, ресурсов, необходимых для решения научно-технической задачи, разработка и обоснование выбора варианта решения научно-технической задачи в сфере профессиональной деятельности
ОПК-4: Способен использовать и разрабатывать проектную, распорядительную документацию, а также участвовать в разработке нормативных правовых актов в области строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
ОПК-4.1: Выбор нормативно-технической информации для разработки проектной, распорядительной документации
ОПК-4.2: Подготовка и оформление проектов нормативных и распорядительных документов в соответствии с действующими нормами и правилами
ОПК-4.3: Разработка, оформление и контроль проектной документации в области строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии c действующими нормами
ОПК-7: Способен управлять организацией, осуществляющей деятельность в строительной отрасли и сфере жилищно-коммунального хозяйства, организовывать и оптимизировать ее производственную деятельность
ОПК-7.1: Контроль процесса выполнения подразделениями установленных целевых показателей, оценка степени выполнения и определение состава координирующих воздействий по результатам выполнения принятых управленческих решений.
ОПК-7.2: Составление планов деятельности строительной организации, контроль функционирования системы менеджмента качества, правил охраны труда, пожарной и экологической безопасности на производстве
ОПК-7.3: Оценка организационно-управленческих и/или технологических решений для оптимизации производственной деятельности организации и оценка эффективности деятельности строительной организации
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Способы осуществления строительства. Специализация, кооперация, комбинирование и интеграция в строительстве. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Состав,
строительстве.
порядок
разработки,
проектной
документации.
Организация
строительных
изысканий.
Проектирование
организации
строительства
и
производства работ. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Сущность и общие положения поточной
организации строительства.
организации
строительства
и
производства.
Виды
строительных
потоков. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Роль и значение подготовки к
производства.
Техническая подготовка к
строительному производству /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Транспортировка и виды транспорта.
Выбор вида транспорта и определение
потребности в транспортных услугах и
транспортных средствах. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Объекты и субъекты организационно-
управленческой деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Организационно-правовые
формы
система
управления
строительных
организаций /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Порядок разработки проектно-строительной документаци /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Расчет параметров равноритмичного и
кратноритмичного потоков /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Техническая подготовка к строительному
производства.
производству /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Организация
материально-технического
обеспечения
строительного
обеспечения строительства /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Цели оперативного планирования и виды
планирование
строительного
оперативных планов. Содержание,
производства
порядок разработки и утверждения
месячных оперативных планов.
Диспетчеризация управления
строительным производством /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Правила и техника построения сетевых
технологическое
графиков. Параметры сетевого графика и
моделирование
строительного
формулы их расчета /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Цели стратегического, оперативного
управление и планирование и
планирования и виды оперативных
планов. Содержание, порядок разработки
и утверждения месячных оперативных
планов. Диспетчеризация управления
строительным производством /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Качество строительства и этапы его
управление
качеством
формирования. Оценка качества
производственной
строитель ной продукции. Порядок и
деятельностью
правила приемки строительных объектов
в эксплуатацию. Авторский надзор
проектных организаций за
строительством предприятий, зданий и
сооружений /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Задачи диагностики производственной
управления производственной
деятельности «по местам" проблемы.
деятельностью
Возможные риски потерь,
неиспользуемые дополнительные
ресурсы и приоритеты в работе с
проблемами предприятия.
Экономическая эффективность
производственной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Составление
календарных
графиков
планирование
строительного
производства /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Разработка
сетевого
планирования
технологическое
производственной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Порядок
разработки
месячных
управление и планирование
оперативных планов. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Порядок сдачи зданий и сооружений в
управление
качеством
эксплуатацию /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Система
показателей
эффективности
управления
производственной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гусакова Е. А., Павлов А. С.
Основы организации и управления в строительстве в 2 ч. Часть 1: Учебник и практикум для вузов
Гусакова Е. А., Павлов А. С.
Основы организации и управления в строительстве: Учебник и практикум для вузов
Павлов А. С., Гусакова Е. А.
Основы организации и управления в строительстве в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для вузов
Основы девелопмента недвижимости: учебное пособие для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Экономика градостроительства: учебник и практикум для вузов
6.1.3. Методические разработки
Кузьмина Т. К., Вотякова О. Н., Большакова П. В.
Организация, планирование и управление строительством: учебно-методическое пособие
Москва: МИСИ – МГСУ, 2022
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка».
Электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Техэксперт. Профессиональная справочная система
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:
- Ноутбук;
- Рулонный настенный экран;
- Кабели коммутации;
- Колонки;
- Проектор.
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Office 2013 стандарт
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Преподавание дисциплины предусматривает:
лекции
практические занятия
самостоятельную работу,
консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной
задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются: установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; развитие логического мышления; умение выбирать оптимальный метод решения; приобретение навыков анализа полученных результатов; контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос). На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
1. Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
2. Подготовка к практическим занятиям. В ходе подготовки к практическим занятиям, обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал,предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
3. Выполнение домашних заданий. Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков, обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза. Обучающийся получает допуск к зачету при успешном выполнении всех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.