2024-2025_08_04_01_23_УН_plx_Основы педагогического мастерства_Организация строительства и управление недвижимостью
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы педагогического мастерства
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.04.01_23_УН.plx

08.04.01 Строительство

Организация строительства и управление недвижимостью

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
Магистр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.04.01_23_УН.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Кандидат филологических наук, Доцент, Орехова Марина Васильевна
 
Основы педагогического мастерства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 23.06.2017 г. № 482)
 
08.04.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 31.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.04.01_23_УН.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование знания сущности педагогической деятельности и составляющих педагогического мастерства и осмысления его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности будущего профессионала
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дисциплина «Основы педагогического мастерства»  предусматривает широкую интеграцию и осмысление связей основ педагогического мастерства с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, русским языком и культурой речи и другими науками. Знания по дисциплинам «Культура речи и деловое общение», «Психология и педагогика» и др., полученные в результате освоения программы бакалавриата, являются базовыми при освоении дисциплины «Основы педагогического мастерства».
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Основы научных исследований
2.2.3
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Описание сути проблемной ситуации, выявление составляющих проблемной ситуации и связей между ними
 
 
 
 
 
УК-1.2: Сбор и систематизация информации по проблеме, оценка достоверности информации о проблемной ситуации
 
 
 
 
 
УК-1.3: Разработка и обоснование плана действий по решению проблемной ситуации, выбор способа обоснования решения (индукция, дедукция, по аналогии) проблемной ситуации
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
20
20
20
20
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,25
28,25
28,25
28,25
Сам. работа
79,75
79,75
79,75
79,75
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 08.04.01_23_УН.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
28
самостоятельная работа
79,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы педагогической деятельности

 
1.1
Педагогическое мастерство в свете требований современного общества и образования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.2
Педагогическое мастерство в свете требований современного общества и образования /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.3
Профессиональная деятельность и личность педагога /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.4
Профессиональная деятельность и личность педагога /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.5
Педагогическое мастерство в свете требований современного общества и образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
1.6
Профессиональная деятельность и личность педагога /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
 
Раздел 2. Прикладной аспект педагогического мастерства

 
2.1
Основы подготовки и чтения лекции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
2.2
Техника речи преподавателя /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
стр. 5
УП: 08.04.01_23_УН.plx
 
2.3
Основы подготовки и чтения лекции /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
2.4
Мастерство профессионального общения педагога /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
2.5
Конфликты в педагогическом процессе

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
2.6
Основы подготовки и чтения лекции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

39,75
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация

 
3.1
Зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0,25
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дудина М. Н.

Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.2
Блинов В. И.

Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.3
Смирнов С. Д.

Психология и педагогика в высшей школе: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Белинская А. Б.

Педагогическая конфликтология: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.2
Коротаева Е. В.

Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.3
Кандаурова А. В., Суртаева Н. Н.

Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
стр. 6
УП: 08.04.01_23_УН.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Рыбцова Л. Л., Дудина М. Н., Гречухина Т. И., Вершинина Т. С., Усачева А. В., Вороткова И. Ю.

Современные образовательные технологии: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ассуирова Л. В., Хаймович Л. В., Десяева Н. Д., Зиновьева Т. И.

Педагогическая риторика. Практикум: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный ресурс]
 
Э2
Электронный каталог AИБС «МАРК-SQL»  [Электронный ресурс]
 
Э3
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]
 
Э4
ЭБС Polpred. Обзор СМИ [Электронный ресурс]
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.2
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.6
Kaspersky Free
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Ср
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
стр. 7
УП: 08.04.01_23_УН.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в т.ч. контрольной работы; подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях выполняются предусмотренные рабочей программой практические упражнения, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс её обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизвести сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и аттестация

Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к контактной работе обучающимся необходимо повторить изученный материал.

 
стр. 8
УП: 08.04.01_23_УН.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.