2024-2025_09_03_03_23_ПИвАПК_plx_Технические средства в сельском хозяйстве_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Механизации технологических процессов в АПК
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технические средства в сельском хозяйстве
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_23_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.т.н., Доц., Полохин Алексей Михайлович
 
Технические средства в сельском хозяйстве
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 26.06.2023 г. № 9

Зав. кафедрой Булавинцев Роман Алексеевич

Механизации технологических процессов в АПК
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Основная цель в подготовке  обучающегося по дисциплине "Технические средства в сельском хозяйстве" состоит в том, чтобы дать обучающимся теоретические и практические знания по технологии и механизации производственных процессов в растениеводстве, назначение, расчет машин и оборудования, правила их эксплуатации с точки зрения ресурсосбережения и эффективного их использования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы  технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
2.1.2
Введение в профессиональную деятельность
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Информационные технологии и программирование
2.2.2
Современные проблемы агропромышленного комплекса региона
2.2.3
Аппаратные средства автоматизации в агропромышленном комплексе
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способность проектировать информационные системы в соответствии с профилем подготовки
 
ПК-2.1: Демонстрирует навыки проектирования информационных систем с учётом отраслевой специфики и использования специализированных аппаратных средств
 
 
 
 
 
 
ПК-4 : Способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
 
ПК-4 .1: Применяет современные подходы к информатизации при сопровождении технических и технологических средств с учетом отраслевой специфики
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
20
20
20
20
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40,25
40,25
40,25
40,25
Сам. работа
67,75
67,75
67,75
67,75
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 3
в том числе:
аудиторные занятия
40
самостоятельная работа
67,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Введение. Технологические основы механической обработки почвы

 
1.1
Введение. Технологические основы механической обработки почвы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 2. Машины и орудия для основной обработки почвы

 
2.1
Машины и орудия для основной обработки почвы  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
2.2
Устройство, расчет,настройка и технологический процесс плуга ПЛН -3-35.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2 Л3.5

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
2.3
Устройство и технологический процесс машин для обработки почв подверженных ветровой эрозии. Меры безопасности при работе на машинах для основной обработки почвы. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.3 Л3.5

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 3. Машины и орудия для поверхностной обработки почвы

 
3.1
Машины и орудия для поверхностной обработки почвы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2 Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
3.2
Устройство, настройка, расчет и технологический процесс машин для поверхностной обработки почвы.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.3 Л3.5

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
стр. 5
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
3.3
Устройство и технологический процесс машин с активными рабочими органами. Меры безопасности при работе на машинах для поверхностной обработки почвы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.4 Л3.5

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 4. Машины для посева сельскохозяйственных культур

 
4.1
Машины для посева сельскохозяйственных культур  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.4 Л3.5

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
4.2
Устройство, настройка, расчет и технологический процесс сеялки СЗ-3,6, D8-40 SUPER, УПС-8  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
4.3
Расчет вылета маркера. Посев зерновых культур с технологической колеей.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

7,75
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 5. Машины для внесения удобрений и защиты растений

 
5.1
Машины для внесения удобрений и защиты растений /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
5.2
Устройство настройка и технологический процесс опрыскивателей, опыливателей, аэрозольных генераторов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 6. Машины для уборки зерновых культур.

 
6.1
Машины для уборки зерновых культур  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
6.2
Устройство, расчет и технологическая настройка жатки и молотильного аппарата зерноуборочного комбайна /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
6.3
Общее устройство, расчет  и технологический процесс очистки, соломотряса зерноуборочного комбайна  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
6.4
Расчет основных параметров очистки зерноуборочного комбайна. Производительность зерноуборочного комбайна /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 7. Машины для уборки сахарной свеклы

 
стр. 6
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
7.1
Машины для уборки сахарной свеклы  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
7.2
Устройство, настройка и технологический процесс свеклоуборочного комбайна /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 8. Машины для заготовки кормов

 
8.1
Машины для заготовки кормов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
8.2
Устройство,расчет, настройка и технологический процесс косилок, пресс-подборщиков, силосоуборочного комбайна /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

4
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
8.3
Устройство, настройка и технологический процесс комбайна ДОН-680 /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.5

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
 
Раздел 9. Зачет

 
9.1
Зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2

0,25
ПК-2.1 ПК-4 .1
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1

Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства: учебное пособие
Горно-Алтайск: ГАГУ, 2020
 
Л1.2
Тарасенко, А. П., Солнцев, В. Н., под ред. А. П. Тарасенко

Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства: учеб. пособие
М.: КолосС, 2002
 
Л1.3
Скоркин, В. К., и др.

Механизация сельскохозяйственного производства [Электронный ресурс]: учебник
М.: КолосС, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Баутин, В. М., Буклагин, Д. С.

Механизация и электрификация сельского хозяйства
М.: Информагротех, 1996
 
Л2.2
Баутин, В. М., Бердышев, В. Е., Под ред.В.М.Баутина

Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства
М.: Колос, 2000
 
Л2.3
Белявцев, А. В., Крутилин, В. А.

Механизация сельскохозяйственного производства
М.: Агропромиздат, 1991
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Редкол.: М.С.Рунчев, Ю.М.Сисюкин, В.П.Коваленко

Комплексная механизация производственных процессов в растениеводстве: Сборник научных трудов
Зерноград: ВНИПТИМЭСХ, 1987
 
Л3.2
Сабликов, М. В., Корнев, А. И.

Механизация сельского хозяйства
М.: Колос, 1980
 
Л3.3
Рак, Н. Г., Пошатаев, А. В.

Механизация и автоматизация управления в сельском хозяйстве: Справочник
М.: Россельхозиздат, 1986
 
Л3.4
Зайцев, А. Т.

Механизация производственных процессов в сельском хозяйстве
М.: Колос, 1979
 
Л3.5
Белянчиков, Н. Н., Белехов, И. П.

Механизация технологических процесоов
М.: Агропромиздат, 1989
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
 
Э2
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Лань
6.3.2.2
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, лабораторных занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (лаборатория посевных машин)
Специализированная мебель, доска настенная, сеялка УПС-8, сеялка СЗ-3,6А, сеялка AMAZONE D8/40; сошники к сеялке СЗ-3,6А, посевная секция СУПН-8, посевная секция УПС-8
Лаб
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-404
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
Специализированная мебель
Лек
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-203
Учебная аудитория для проведения занятий, 
Специализированная мебель, доска настенная, 
КЗ
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic 
 
стр. 8
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, аудитория для проведения курсового проектирования (лаборатория почвообрабатывающих машин)
учебный стенд для катков с колесами, учебный стенд для дисков с колесами, секция Tempo в сборе, корпус плуга Lemken. рабочий орган глубокорыхлителя, секция дискового орудия, зубовая борона, корпус плуга ПЛН
версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-306
Компьютерный класс. Аудитория для курсового и дипломного проектирования
Аудитория для самостоятельной работы: специализированная (учебная) мебель. ПК-8шт.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

- лекции;

- лабораторные занятия;

- устный опрос;

- тестирование;

- самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; подготовку к устным опросам, зачету, экзамену, выполнение курсовой работы);

- консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. На первой лекции доводятся до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала проводится с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

- развитие логического мышления;

- приобретение навыков анализа полученных результатов;

- контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого четко формулируются цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

Текущий контроль и аттестация.

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета и экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех 

 
стр. 9
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.