2024-2025_09_03_03_23_ПИвАПК_plx_Базы данных_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Базы данных
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_23_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент, Волобуева Татьяна Александровна
 
Базы данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 08.06.2023 г. № 10

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины - формирование у студентов глубоких теоретических знаний в области управления, хранения и обработки данных, а также практических навыков по проектированию и реализации эффективных
1.2
систем хранения и обработки данных на основе полученных знаний.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математика
2.1.2
Алгоритмизация и программирование
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
2.2.2
Информационные технологии и программирование
2.2.3
Системы искусственного интеллекта
2.2.4
Теория систем и системный анализ
2.2.5
Разработка программных приложений
2.2.6
Программирование информационных систем
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-7: Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
 
ОПК-7.1: Осуществляет выбор языков программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
ОПК-7.2: Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Лабораторные
36
36
36
36
Руководство и консультирование
1
1
1
1
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
73
73
73
73
Кoнтактная рабoта
73,35
73,35
73,35
73,35
Сам. работа
71
71
71
71
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
180
180
180
180
 
стр. 4
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 3 курсовые работы 3
в том числе:
аудиторные занятия
73
самостоятельная работа
71
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 2.

 
1.1
Введение в БД и СУБД. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.2
Введение в БД и СУБД. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.3
Инфологическая модель «Сущностьсвязь».

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.4
Инфологическая модель «Сущностьсвязь».

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.5
Реляционная модель данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.6
Реляционная модель данных. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.7
Нормализация. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.8
Нормализация. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
1.9
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

35
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
 
Раздел 2. 

 
2.1
Целостность данных /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.2
Целостность данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
стр. 5
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
2.3
Элементы языка SQL. Транзакции и

целостность данных /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.4
Элементы языка SQL. Транзакции и

целостность данных /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.5
Создание и использование курсоров,

триггеров, правил. Технология

оперативной обработки транзакций

OLTP /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.6
Создание и использование курсоров,

триггеров, правил. Технология

оперативной обработки транзакций

OLTP /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.7
Информационные хранилищах

данных. OLAP, Проблема создания и

сжатия больших информационных

массивов, Информационных хранилищ и

складов данных /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.8
Информационные хранилищах

данных. OLAP, Проблема создания и

сжатия больших информационных

массивов, Информационных хранилищ и

складов данных /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.9
Основы фракталов, фрактальная

математика и методы архивации.

Управление складами данных

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.10
Основы фракталов, фрактальная

математика и методы архивации.

Управление складами данных

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.11
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.12
Руководство и консультирование /РиК/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
2.13
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,35
ОПК-7.1 ОПК-7.2
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 6
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Нестеров С. А.

Базы данных: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Стружкин Н. П., Годин В. В.

Базы данных: проектирование: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Стружкин Н. П., Годин В. В.

Базы данных: проектирование. Практикум: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Захарова О. И., Бедняк С. Г.

Базы данных: методические указания к лабораторным занятиям для бакалавров по направлениям подготовки 38.03.05 – «Бизнес – информатика», 27.03.04 – «Управление в технических системах», 09.03.04 – «Программная инженерия» по дисциплине «Базы данных» (часть 2)
Самара: ПГУТИ, 2018
 
Л3.2
Захарова О. И., Бедняк С. Г., Козлова О. С.

Базы данных: методические указания к лабораторным занятиям для бакалавров по направлениям подготовки 38.03.05 – «Бизнес – информатика», 27.03.04 – «Управление в технических системах», 09.03.04 – «Программная инженерия» по дисциплине «Базы данных» (часть 1)
Самара: ПГУТИ, 2018
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
 
Э2
Федеральный портал "Российское образование"
 
Э3
Информационно-справочная система «КонсультантПлюс» 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
6.3.2.3
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-312(читальный зал)
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Ср
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
3-802
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя

Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный 

Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 7
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.

Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя

 
3-806
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт., Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
Лаб
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• лабораторные работы

• самостоятельную работу,  

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных работ являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое лабораторное занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).

На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к лабораторным работам.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.

Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.