2024-2025_09_03_03_23_ПИвАПК_plx_Программирование информационных систем_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Программирование информационных систем
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_23_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
 
Программирование информационных систем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2024 г. № __

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование основных навыков профессиональной деятельности в области проектирования профессионально- ориентированных информационных систем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.2
Информационные системы в АПК
2.1.3
Операционные системы
2.1.4
Теория систем и системный анализ
2.1.5
Базы данных
2.1.6
Алгоритмизация и программирование
2.1.7
2.1.8
Программная инженерия
2.1.9
Проектирование информационных систем
2.1.10
Системная архитектура информационных систем
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дискретная математика
2.2.2
Программная инженерия
2.2.3
Разработка программных приложений
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-7: Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
 
ОПК-7.1: Осуществляет выбор языков программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
ОПК-7.2: Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
 
 
 
 
 
ОПК-7.3: Демонстрирует навыки программирования, отладки и тестирования прототипов программно-технических комплексов задач
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Лабораторные
36
36
36
36
Руководство и консультирование
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
Итого ауд.
73,5
73,5
73,5
73,5
Кoнтактная рабoта
73,85
73,85
73,85
73,85
Сам. работа
70,5
70,5
70,5
70,5
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
180
180
180
180
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 6 курсовые проекты 6
в том числе:
аудиторные занятия
73,5
самостоятельная работа
70,5
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Основные понятия и структура проекта АИС  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.2
Состав и содержание работ на предпроектных стадиях создания АИС  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.3
Методология предпроектного обследования и структурного анализа требований к АИС  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
стр. 5
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
1.4
Разработка логических моделей предметной области  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.5
Проектирование функциональной части АИС. Методы и средства функционального моделирования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.6
Декомпозиция подсистем и процессов. Анализ и представление внутренней логики процессов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.7
Требования к технологиям, методологиям и стандартам проектирования АИС  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.8
Стадии и этапы создания АИС и разработки программного обеспечения  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.9
Состав, содержание и документирование работ на стадиях проектирования АИС  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.10
Методологии, стандарты и

инструментальные средства моделирования бизнес- процессов

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.11
Анализ и моделирование предметной области  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.12
Базовые понятия и правила построения модели  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.13
Технология моделирования бизнес-процессов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.14
Разработка состава и структуры БД  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.15
Технология и методы типового и

оригинального проектирования ЭИС

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.16
Жизненный цикл (ЖЦ) АИС. Эволюция

моделей ЖЦ АИС. RAD- технология прототипного создания приложений /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.17
Базовые принципы, цели и задачи проектирования АИС  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.18
Методология предпроектного обследования и структурного анализа

требований к АИС

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
стр. 6
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
1.19
Назначение CASE-средств и CASE- технологий. Методы и средства организации  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.20
Разработка логических моделей предметной области /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.21
Проектирование функциональной части АИС.   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.22
Декомпозиция подсистем и процессов.  /Лаб/ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.23
Требования к технологиям, методологиям и стандартам проектирования АИС  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.24
Стадии и этапы создания АИС и разработки программного обеспечения  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
6
 
1.25
Состав, содержание и документирование

работ на стадиях проектирования АИС

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.26
Технология моделирования бизнес-

процессов

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
6
 
1.27
Руководство и консультирование /РиК/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

1,5
6
 
1.28
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

70,5
6
 
1.29
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

0,35
6
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Платёнкин, А. В., Рак, И. П., Терехов, А. В., Чернышов, В. Н.

Проектирование информационных систем. Проектный практикум: учебное пособие для студентов дневного и заочного отделений, изучающих курсы «проектирование информационных систем», «проектный практикум», обучающихся по направлению 230700.62 (09.03.03)
Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015
 
Л1.2
Шевцова, Л.Н.

Проектный практикум : учебное пособие
Красноярский ГАУ, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Маркин А. А.

Информационные системы в экономике и управлении: практикум
Москва: РТУ МИРЭА, 2019
 
Л2.2
Курносов В. И., Шерстюк Ю. М.

Компьютерные технологии в управлении процессорами предприятий и производств: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2020
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зимин В. П.

Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: Учебное пособие Для СПО
Москва: Юрайт, 2021
 
Л3.2
Малявко А. А.

Параллельное программирование на основе технологий openmp, cuda, opencl, mpi: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.1.4
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.5
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
6.3.2.2
Лань
6.3.2.3
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-508
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8  шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет.         Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard  UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, 
 
стр. 8
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий  допуска обучающегося до сдачи экзамена.

• Подготовка к лабораторному занятиям

В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

• Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса

Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на семинарских занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• устный опрос

• тестирование

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)

• контрольные работы

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком

УП: 09.03.03_22_ПИвАПК.plx стр. 9

месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

 
стр. 9
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
• умение выбирать оптимальный метод решения:

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.