МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Цифровой экономики и информационных технологий
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_23_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Прока Нина Ивановна
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
к.э.н., доцент, Волобуева Татьяна Александровна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
Протокол от 08.06.2023 г. № 10
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель дисциплины - сформировать у студентов навыки математического мышления и дать основу для изучения ряда специальных дисциплин.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Математика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформулированные в образовательном стандарте основного общего образования по математике. Базовыми для изучения высшей математики являются курсы средней школы: арифметика, алгебра и начала анализа, планиметрия, стереометрия и тригонометрия.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Информационная безопасность
Информационные технологии и программирование
Исследование операций и методы оптимизации
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ОПК-1.1: Демонстрирует и использует знания математики, физики, вычислительной техники и программирования для решения задач в профессиональной деятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль
Контактная работа Контроль Зачет
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Линейная и векторная алгебра. Аналитическая геометрия
Матрицы, действия над ними. Определители. Их свойства и вычисление. Миноры и алгебраические дополнения. Системы 2-х и 3-х линейных уравнений. Формулы Кремера. Метод Гаусса (сведение системы уравнений к треугольному виду). Обратная матрица. Ранг матрицы. Теорема Кронекера – Капелли. /Лек/
Матрицы, действия над ними. Определители. Их свойства и вычисление. Миноры и алгебраические дополнения. Системы 2-х и 3-х линейных уравнений. Формулы Кремера. Метод Гаусса (сведение системы уравнений к треугольному виду). Обратная матрица. Ранг матрицы. Теорема Кронекера – Капелли. /Пр/
Прямая на плоскости.
Различные виды уравнений
прямой на плоскости.
Уравнение прямой в
пространстве. Взаимное
расположение прямой и
плоскости. Плоскость в
пространстве. Различные
виды уравнений
плоскости.
/Лек/
Векторы. Линейные операции. Проекции вектора и его координаты. Скалярное, векторное и смешанное произведение векторов и их приложения. /Пр/
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
Прямая на плоскости.
Различные виды уравнений
прямой на плоскости.
Уравнение прямой в
пространстве. Взаимное
расположение прямой и
плоскости. Плоскость в
пространстве. Различные
виды уравнений
плоскости.
/Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Дифференциальное исчисление
Числовые
последовательности. Предел
числовой
последовательности. Предел
функции. Свойства пределов.
Бесконечно малые и
бесконечно большие
величины. Их сравнение.
Асимптотические равенства.
Виды неопределенностей.
Непрерывность функции.
Точки разрыва.
/Лек/
Числовые
последовательности. Предел
числовой
последовательности. Предел
функции. Свойства пределов.
Бесконечно малые и
бесконечно большие
величины. Их сравнение.
Асимптотические равенства.
Виды неопределенностей.
Непрерывность функции.
Точки разрыва.
/Пр/
Производная функции. Правила дифференцирования. Таблица производных элементарных функций. Дифференциал функции, его геометрический смысл. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. /Лек/
Правила дифференцирования. Таблица производных элементарных функций. Дифференциал функции, его геометрический смысл. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. /Пр/
Приложения производной. Общая схема исследования функции. /Пр/
ФНП, область определения. Предел функции двух переменных. Непрерывность функции в точке и в области. Частные и полное приращения. Частные производные ФНП.Экстремум функции двух переменных. /Лек/
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
ФНП, область определения. Предел функции двух переменных. Непрерывность функции в точке и в области. Частные и полное приращения. Частные производные ФНП.Экстремум функции двух переменных. /Пр/
Комплексные числа. Их изображение на числовой плоскости. Модуль, аргумент, алгебраическая, тригонометрическая и показательная формы комплексных чисел. Операции над комплексными числами. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Раздел 3. Раздел 3. Интегральное исчисление
Первообразная. Неопределённый интеграл и его свойства. Таблица основных интегралов. Основные методы интегрирования: подведение под знак дифференциала, замена переменной, интегрирование по частям. /Лек/
Первообразная. Неопределённый интеграл и его свойства. Таблица основных интегралов. Основные методы интегрирования: подведение под знак дифференциала, замена переменной, интегрирование по частям. /Пр/
Задачи, приводящие к понятию определённого интеграла. Аналитическое определение, свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Замена переменной в определённом интеграле. Интегрирование по частям. Несобственные интегралы. Признаки сравнения. Геометрические и приложения определённого интеграла /Лек/
Задачи, приводящие к понятию определённого интеграла. Аналитическое определение, свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Замена переменной в определённом интеграле. Интегрирование по частям. Несобственные интегралы. Признаки сравнения. Геометрические и приложения определённого интеграла /Пр/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Научная электронная библиотека eLIBRARY
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Free
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа, курсового проектирования, текущего контроля и промежуточной аттестации
Общее количество посадочных мест – 9 шт.,
специализированная (учебная) мебель,
рабочие компьютерные станции с выходом в интернет
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя
Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.
Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий,
списком рекомендованной научной литературы.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• практические занятия
• самостоятельную работу,
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на
первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В
дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу,
чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса
и представлять собой логически вполне законченную работу.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.
Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).
На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы,
выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в
соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного
изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
• Подготовка к практическим занятиям.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами,
вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и
научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями).
Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств
массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по
заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных
проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому
изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального
мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных
экономических ситуациях.
• Выполнение домашних заданий.
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние
задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и
дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с
помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их
выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации
обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены
аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем
материал в объеме запланированных часов.
Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком.
Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в
информационно-образовательной среде вуза.
Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.