2024-2025_09_03_03_23_ПИвАПК_plx_Деловые и социальные коммуникации_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Деловые и социальные коммуникации
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_23_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.ф.н., Доц., Шитакова Наталия иИановна
 
Деловые и социальные коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.08.2024 протокол № 13.
 
Протокол от 14.06.2022 г. № 12

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
является формирование и развитие коммуникативной компетентности и деловой культуры людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними; формирования у магистрантов знаний о профессиональных, коммуникативных и психологических аспектах процесса межличностного и межкультурного взаимодействия, его структуре, закономерностях и средствах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
«Межкультурные коммуникации» как учебная дисциплина взаимосвязана с такими дисциплинами гуманитарного цикла ОПОП направления подготовки 38.04.01 Экономика, как «Психология самоорганизации и саморазвития», «Философия познания». Данный курс учит рассматривать коммуникацию как сложную систему взаимосвязанных элементов взаимодействия, выделять элементы коммуникации, формирующие эффект делового и межличностного общения; знакомить с оценкой эффективности выбора рационального
2.1.2
2.1.3
варианта коммуникативной стратегии и основных направлений повышения эффективности взаимодействия представителями разных культур.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психология самоорганизации и саморазвития
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Учитывает принципы социального, делового и личностного взаимодействия
 
 
 
 
 
УК-3.2: Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
УК-3.3: Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Использует современные информационные средства коммуникации
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
16
16
16
16
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
26
26
26
26
Кoнтактная рабoта
26,25
26,25
26,25
26,25
Сам. работа
81,75
81,75
81,75
81,75
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 2
в том числе:
аудиторные занятия
26
самостоятельная работа
81,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Культура и

коммуникация как социокультурные феномены

 
1.1
Структура коммуникативной ситуации  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
2
 
1.2
Механизмы и   особенности   устной   формы

коммуникации  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

6
2
 
1.3
Механизмы и особенности письменной

формы коммуникации /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

6
2
 
1.4
Общение как

коммуникативная деятельность

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

20
2
 
1.5
Современные теории коммуникации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

14
2
 
1.6
Мотивационное общение /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

12
2
 
1.7
Технологии

самопрезентации и построения имиджа

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

11,75
2
 
 
Раздел 2. Особенности деловой межкультурной коммуникации

 
2.1
Деловая коммуникация как особый вид межкультурных социальных коммуникаций  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
2
 
2.2
Особенности устной и письменной межкультурной и межличностной

коммуникации

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
2
 
2.3
Способы управления своими и чужими эмоциями в профессиональной деятельности при взаимодействии людей с разной национальной и культурной идентичностью /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
2
 
стр. 5
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
2.4
Конфликтные ситуации в профессиональной коммуникации. Способы преодоления межкультурных барьеров во взаимодействии  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
2
 
2.5
Особенности деловой межкультурной коммуникации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

12
2
 
2.6
Дестабилизирующие факторы и трудности коммуникации. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

12
2
 
2.7
Зачёт /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,25
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1

Когнитивная психология: практикум. направление подготовки 44.04.02 психолого-педагогическое образование. магистерская программа «практическая психология образования». магистратура
Ставрополь: СКФУ, 2017
 
Л1.2
Лукина, Л. В.

Сферы общения: учебное пособие по развитию навыков устной речи и межкультурной коммуникации
Воронеж: Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019
 
Л1.3
Булатова, А. В., Вершинина, Т. С., Гашева, Н. Н., Гудова, М. Ю., Гузикова, М. О., Журавлева, Н. И., Загидуллина, М. В., Зыкова, А. А., Кислов, А. Г., Кочева, О. Л., Лисовец, И. М., Мельникова, С. В., Мурзина, И. Я., Немченко, Л. М., Рассказова, Т. П., Симбирцева, Н. А., Темлякова, А. С., Шуталева, А. В., Эйнгорн, Н. К., Гузиковой, М. О., Гудовой, М. Ю.

Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм и поликультурность: монография
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Юсупова И. Н.

Профессиональная этика психологов: учебное пособие для бакалавров направления «психология»
Москва: РУТ (МИИТ), 2019
 
Л2.2
Богомяков, В. Г., Бурлина, Е. Я., Вершинина, Т. С., Гранкина, Е. А., Гудова, М. Ю., Гузикова, М. О., Дзикевич, Е. А., Дзикевич, С. А., Киселев, Е. А., Киселева, Н. А., Кочева, О. Л., Лисовец, И. М., Немченко, Л. М., Чистякова, М. Г., Шуталева, А. В., Яковлева, У. С., Вершининой, Т. С., Гудовой, М. Ю., Гузиковой, М. О.

Коммуникационные тренды множественной модерности: монография
Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.5
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.6
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.7
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-503
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра большая, доска магнитно-маркерная, проектор - 1шт.; ноутбук - 1 шт.; экран настенный - 1 шт
Лек
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Пр
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Ср
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
стр. 7
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Зачёт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения занятий, написания учебных и творческих работ.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции,

• практические занятия,

• тестирование,

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий (в т.ч. рефераты, доклады), подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и пр.)

• контрольные работы,

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• развитие коммуникативных навыков обучающихся,

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель принимает выполненные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность их выполнения, оценить глубину знаний теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, умение делать выводы.

• Подготовка к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить

существующие в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Выполняя практические задания (упражнения), следует применять на практике изученный теоретический материал.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объёмом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачёта).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объёме запланированных часов.

• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_23_ПИвАПК.plx
 
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания могут содержать тесты, которые используются как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения текущей аттестации на занятиях, так и для самопроверки знаний обучающимися. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

• Подготовка к контрольным работам (тестам) по основным терминам и понятиям

курса

Текущий контроль   знаний по   основным   терминам   и понятиям изучаемой

дисциплины осуществляется на практических занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.