2024-2025_06_06_01_21_Физ_заоч_plx_Основы педагогического мастерства для подготовки к преподавательской деятельности в области физиологии_Физиология
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы педагогического мастерства для подготовки к преподавательской деятельности в области физиологии
______________ 2021 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
06.06.01_21_Физ_заоч.plx

06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Физиология

______________Химичева Светлана Николаевна
Институт прикладной экспериментальной ветеринарии и агробиотехнологий
 
Форма обучения
заочная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
 
Орёл 2024
 
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат филологических наук, доцент, Орехова М.В.
 
Основы педагогического мастерства для подготовки к преподавательской деятельности в области физиологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 871)
 
06.06.01 БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.02.2021 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2021 г. № __

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование знания сущности педагогической деятельности и составляющих педагогического мастерства и осмысление его значения для воспитания и обучения всесторонне развитой и конкурентоспособной личности будущего профессионала
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
«Основы педагогического мастерства для подготовки к преподавательской деятельности в области физиологии» связаны с такими дисциплинами, как «Педагогика и психология высшей школы для подготовки к преподавательской деятельности в сфере физиологии», «История и философия науки». Изучение данной дисциплины способствует успешному прохождению педагогической практики, являющейся обязательной в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика)
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
ПК-5: способность применять современные методы и методики преподавания специальных дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и разрабатывать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин
 
 
 
 
 
ОПК-2:      готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Контактная работа Контроль
0,25
0,25
0,25
0,25
В том числе в форме практ.подготовки
2
2
2
2
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10,25
10,25
10,25
10,25
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
7,75
7,75
7,75
7,75
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля на курсах:
Часов по учебному плану
108
зачеты с оценкой 3
в том числе:
аудиторные занятия
10
самостоятельная работа
90
часов на контроль
7,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 1. Теоретические основы педагогического мастерства

 
1.1
Педагогическое мастерство в свете требований современного общества и образования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-5
3
 
1.2
Педагогическое мастерство в свете требований современного общества и образования /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-5
3
 
стр. 6
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
1.3
Педагогическое мастерство в свете требований современного общества и образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОПК-2 ПК-5
3
 
1.4
Профессиональная деятельность и личность педагога /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-5
3
 
1.5
Профессиональная деятельность и личность педагога /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-2 ПК-5
3
 
 
Раздел 2. 2. Прикладной аспект педагогического мастерства

 
2.1
Основы подготовки и чтения лекции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-5
3
 
2.2
Основы подготовки и чтения лекции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОПК-2 ПК-5
3
 
2.3
Конфликты в педагогическом процессе /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-5
3
2
 
2.4
Конфликты в педагогическом процессе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-2 ПК-5
3
 
2.5
Мастерство профессионального общения педагога /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

30
ОПК-2 ПК-5
3
 
 
Раздел 3. 3. Промежуточная аттестация

 
3.1
Зачёт /КА/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

0,25
ОПК-2 ПК-5
3
 
3.2
Контроль /ЗаО/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

7,75
ОПК-2 ПК-5
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 7
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Смирнов С. Д.

Психология и педагогика в высшей школе: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Блинов В. И.

Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Коротаева Е. В.

Педагогическое взаимодействие: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Федорова М. А.

Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Белинская А. Б.

Педагогическая конфликтология: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.3
Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Клинк О. Ф., Сазонов Б. А., Сергеев И. С., Факторович А. А.

Образовательный процесс в профессиональном образовании: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ассуирова Л. В., Хаймович Л. В., Десяева Н. Д., Зиновьева Т. И.

Педагогическая риторика. Практикум: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY [Электронный ресурс]
 
Э2
Электронный каталог AИБС «МАРК-SQL»  [Электронный ресурс]
 
Э3
Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]
 
Э4
ЭБС Polpred. Обзор СМИ [Электронный ресурс]
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.5
Microsoft Windows 10 Pro
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий 
Специализированная мебель, комплект 
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный 
 
стр. 8
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Russian Edition 2021 год
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, темы и сроки проведения практических занятий, подготовки научных сообщений и творческих работ.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. подготовка научного сообщения и выступления на мини-конференции; подготовка к устным опросам и зачету);

• подготовку творческой работы и презентации к ней;

• консультации преподавателя.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. На первой лекции до сведения обучающихся доводится структура курса и его разделы, а также рекомендуемая литература. В дальнейшем указывается начало каждого раздела, суть и его задачи, а по окончании изложения подводится итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция охватывает определенную тему и представляет собой логически законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала сочетается с элементами обсуждения. Лекционный материал снабжен конкретными примерами.

Подготовка к практическим занятиям

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• формирование умения анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель оценивает выполненные задания, проверяет правильность решения педагогических задач, оценивает глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы. В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой. Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. В то же время обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизвести сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий, продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры аспирантов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных педагогических ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. Рекомендуется составить письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при 

 
стр. 9
УП: 06.06.01_21_Физ_заоч.plx
 
сдаче зачета).

Задания для самостоятельной работы составляются по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Выполнение тестовых и иных индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на практических занятиях, так и для самопроверки знаний обучающимися.

По дисциплине разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок, письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Выполнение творческой работы

Творческая работа представляет собой изложение и осмысление имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Творческая работа может не содержать никаких элементов новизны, достаточно грамотно и логично изложить основные положения и идеи по рассматриваемой теме, содержащиеся в нескольких источниках, сгруппировать их по точкам зрения. Для работы вполне достаточно, если обучающиеся, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеют обосновать, в чем видят ее преимущество.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.