МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Цифровой экономики и информационных технологий
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
08.03.01_24_ПГС.plx
08.03.01 Строительство
Промышленное и гражданское строительство
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель изучения дисциплины "Математика" является приобретение знаний и умений, позволяющих в даль-нейшем заниматься научной и прикладной деятельностью. При изучении этой дисциплины формируются общепрофессиональные компетенции, необходимые для реализации различных видов деятельности: произ-водственно-технологической, научно-исследовательской и проектной. Курс реализуется с учетом совре-менных тенденций в образовании, и включает в себя интегрированный
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
К исходным требованиям необходимым для изучения дисциплины «Математика» относятся знания, умения и виды деятельности, сформулированные в образовательном стандарте основного общего образования по математике. Базовыми для изучения дисциплины являются курсы средней: арифметика, алгебра и начала анализа, планиметрия, стереометрия, тригонометрия.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1: Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение
УК-2.2: Выбирает оптимальный способ решения задач
УК-2.3: Учитывает действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
ОПК-1.1: Определение характеристик, выявление и классификация физических и химических процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности, выбор базовых физических и химических законов для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-1.2: Представление базовых для профессиональной сферы физических процессов и явлений в виде математического(их) уравнения(й), решение инженерных задач с помощью математического аппарата, аналитической геометрии, обработка расчетных и экспериментальных данных вероятностно-статистическими методами
ОПК-1.3: Решение инженерно-геометрических задач аналитическими, математическими, графическими способами
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Линейная и векторная
алгебра
/Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Аналитическая геометрия на
плоскости и в пространстве
/Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Предел функции.
Непрерывность функции.
Точки разрыва. Производная
функции одной
переменной
/Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Матрицы.
Обратная матрица. Ранг
матрицы. Определители. Их
свойства и вычисление.
Миноры и алгебраические
дополнения. Системы 2-х и 3-
х линейных уравнений.
Формулы Крамера. Метод
Гаусса. Теорема Кронекера -
Капелли
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Векторы. Линейные операции.
Скалярное произведение
векторов. Угол между
векторами. Условие
ортогональности векторов.
Векторное произведение
векторов, свойства.
Геометрические и
механические приложения.
Смешанное произведение
векторов, его свойства.
Условие компланарности
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Числовая последовательность.
Предел числовой
последовательности. Предел
функции. Бесконечно
большие и бесконечно малые
величины. Асимптотические
равенства. Виды
неопределённостей.
Непрерывность функции.
Точки разрыва
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Виды неопределённостей.
Непрерывность функции.
Точки разрыва
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Производная функции.
Уравнения касательной и
нормали к кривой.
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Правила дифференцирования.
Производная и
дифференциалы высших
порядков.
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Дифференциал функции /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Исследование функций на
экстремум, выпуклость,
вогнутость. Общая схема
/Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Аналитическая геометрия на
плоскости и в
пространстве
/Ср/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Неопределенный интеграл. /Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
Л1.2 Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.3 Л3.1 Л3.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бугров Я. С., Никольский С. М.
Высшая математика в 3 т. Т. 2. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: Учебник для вузов
Математика. Задачи с решениями в 2 ч. Часть 2: Учебное пособие для вузов
Теория вероятностей и математическая статистика: учебник и практикум для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Высшая математика: учебник
Высшая математика: учебное пособие для вузов
6.1.3. Методические разработки
Уварова, М. Н., Павлова, Т. А.
Математическая подготовка будущих экономистов: компетентностный подход [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Орел: изд-во ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2018
Волобуева, Т. А., Уварова, М. Н.
Теория вероятностей [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2021
Уварова, М. Н., Петрушина, Н. Н.
Линейная алгебра: учеб. -метод. пособие
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ),
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:
- Ноутбук;
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный
групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
- Рулонный настенный экран;
- Кабели коммутации;
- Колонки;
- Проектор.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Столы, стулья на 26 посадочных мест, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа, доска настенная
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2013 стандарт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция охватывает определенную тему курса и представляет собой логически вполне законченную работу.
Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала выполняется с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое лабораторное занятие должно начинаться с повторения теоретического материала (устный опрос), к которому обучающиеся должны готовиться заранее.
На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, кон-трольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении за-труднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к пре-подавателю.
• Подготовка к практическим занятиям.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литера-турой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полу-ченных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке под-ходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргумен-тировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в лабораторной работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные тео-ретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних заданий.
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется пре-подавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных за-даний на практических занятиях.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив пре-дельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рас-сматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.