2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Математика_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математика
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент, Волобуева Татьяна Александровна
 
Математика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Сформировать у обучающихся навыки математического мышления и дать основу для изучения ряда специальных дисциплин.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Математика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформулированные в образовательном стандарте основного общего образования по математике.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Базовыми для изучения дисциплины являются курсы средней школы: арифметика, алгебра и начала анализа, планиметрия, стереометрия и тригонометрия.
2.2.2
Дисциплина «Математика» является основой для изучения дисциплин: Физика; Теория систем и системный анализ; Численные методы; Дискретная математика; Математическое и имитационное моделирование
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
 
ОПК-1.1: Демонстрирует и использует знания математики, физики, вычислительной техники и программирования для решения задач в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
18 3/6
14 2/6
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
10
10
34
34
Практические
20
20
20
20
20
20
60
60
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
0,5
0,5
Итого ауд.
32
32
32
32
30
30
94
94
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
30,35
30,35
94,85
94,85
Сам. работа
39,75
39,75
39,75
39,75
42
42
121,5
121,5
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
72
72
72
72
108
108
252
252
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
7 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
252
экзамены 3 зачеты 1, 2
в том числе:
аудиторные занятия
94
самостоятельная работа
121,5
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Линейная и векторная алгебра. Аналитическая геометрия

 
1.1
Понятие матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами. Ранг матрицы. Обратная матрица.

Определители и их свойства

/Лек/

Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.2

1
ОПК-1.1
1
 
1.2
Понятие матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами. Ранг матрицы. Обратная матрица.

Определители и их свойства

/Пр/

Л1.4Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
1.3
Системы линейных алгебраических уравнений. Основные понятия. Способы решения систем линейных алгебраических уравнений /Лек/
Л1.4Л2.1Л3.2

1
ОПК-1.1
1
 
1.4
Системы линейных алгебраических уравнений. Основные понятия. Способы решения систем линейных алгебраических уравнений.   /Пр/
Л1.4Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
1.5
Векторы. Операции над векторами. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, их свойства. /Лек/
Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ОПК-1.1
1
 
1.6
Векторы. Операции над векторами. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, их свойства /Пр/
Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
1.7
Прямая линия на плоскости, различные виды уравнений прямой /Лек/
Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
1.8
Прямая линия на плоскости, различные виды уравнений прямой. /Пр/
Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
1.9
Уравнения  плоскости в пространстве. Прямая в пространстве. Условие параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.10
Уравнения  плоскости в пространстве. Прямая в пространстве. Условие параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости. /Пр/
Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
1.11
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

16,75
ОПК-1.1
1
 
 
Раздел 2. Дифференциальное исчисление

 
2.1
Предел функции в точке. Односторонние пределы. Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Основные теоремы о пределах. Вычисление неопределенностей. Первый и второй замечательные пределы. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывность функции в точке, в интервале и на отрезках. Точки разрыва функции их классификация.  /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
2.2
Предел функции в точке. Односторонние пределы. Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Основные теоремы о пределах. Вычисление неопределенностей. Первый и второй замечательные пределы. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывность функции в точке, в интервале и на отрезках. Точки разрыва функции их классификация.  /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
2.3
Определение производной, ее механический и геометрический смысл. Правила дифференцирования и таблица производных элементарных функций. Производная сложной функции. Производные высших порядков.

Дифференциал функции, свойства дифференциала. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. Приложения производной.

/Лек/

Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

1
ОПК-1.1
1
 
2.4
Определение производной, ее механический и геометрический смысл. Правила дифференцирования и таблица производных элементарных функций. Производная сложной функции. Производные высших порядков.

Дифференциал функции, свойства дифференциала. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. Приложения производной.

/Пр/

Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1
1
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
2.5
Функция нескольких переменных. Основные понятия. Геометрическая интерпретация функций двух переменных.  Частные и полное приращения. Частные производные. Дифференцируемость и полный дифференциал функции. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1
1
 
2.6
Функция нескольких переменных. Основные понятия. Геометрическая интерпретация функций двух переменных. Частное и полное приращение. Частные производные. Дифференцируемость и полный дифференциал функции. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1
1
 
2.7
Самостоятельная работа  /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

23
ОПК-1.1
1
 
2.8
Зачет  /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

0,25
ОПК-1.1
1
 
 
Раздел 3. Интегральное исчисление

 
3.1
Понятие первообразной и неопределённого интеграла. Свойства. Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование. Интегрирование методом замены переменной или способом подстановки. Интегрирование по частям.  /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
3.2
Понятие первообразной и неопределённого интеграла. Свойства. Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование. Интегрирование методом замены переменной или способом подстановки. Интегрирование по частям.  /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.2

4
ОПК-1.1
2
 
3.3
Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определенного интеграла. Свойства. Формула Ньютона- Лейбница. Несобственные интегралы первого и второго рода /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
3.4
Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определенного интеграла. Свойства. Формула Ньютона- Лейбница. Несобственные интегралы первого и второго рода /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.2

4
ОПК-1.1
2
 
3.5
Площадь плоской фигуры. Длина дуги гладкой кривой. Объем тела вращения.  /Лек/
Л1.3Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
3.6
Площадь плоской фигуры. Длина дуги гладкой кривой. Объем тела вращения. /Пр/
Л1.3Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
3.7
Самостоятельная работа  /Ср/
Л1.3Л2.1Л3.2

8
ОПК-1.1
2
 
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Раздел 4. Дифференциальные уравнения. Ряды.

 
4.1
Определение дифференциального уравнения, его порядка и решения. Задача Коши и теорема Коши для уравнений 1-го порядка. Общее и частное решения.

ДУ с разделяющимися переменными.

Однородные ДУ. Линейные ДУ. Уравнение Бернулли.

/Лек/

Л1.2Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
4.2
Определение дифференциального уравнения, его порядка и решения. Задача Коши и теорема Коши для уравнений 1-го порядка. Общее и частное решения.

ДУ с разделяющимися переменными.

Однородные ДУ. Линейные ДУ. Уравнение Бернулли.

/Пр/

Л1.2Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
4.3
Дифференциальные уравнения высших порядков, задача Коши. Дифференциальные уравнения высших порядков, допускающие понижения порядка.  /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
4.4
Дифференциальные уравнения высших порядков, задача Коши. Дифференциальные уравнения высших порядков, допускающие понижения порядка.  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.2

4
ОПК-1.1
2
 
4.5
Знакоположительные числовые ряды, примеры. Сходимость ряда. Необходимый признак схо- димости. Достаточные признаки сходимости.  /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
4.6
Знакоположительные числовые ряды, примеры. Сходимость ряда. Необходимый признак схо- димости. Достаточные признаки сходимости.  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
2
 
4.7
Знакопеременные ряды, абсолютная и условная сходимости. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница  /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.2

0
ОПК-1.1
2
 
4.8
Знакопеременные ряды, абсолютная и условная сходимости. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.2

1
ОПК-1.1
2
 
4.9
Понятие функционального ряда, область сходимости. Степенные ряды. Теорема Абеля. Интервал и радиус сходимости ряда. Разложение функций в ряд по формулам Тейлора и Маклорена. Приближенные вычисления с помощью рядов. /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.2

0
ОПК-1.1
2
 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
4.10
Понятие функционального ряда, область сходимости. Степенные ряды. Теорема Абеля. Интервал и радиус сходимости ряда. Разложение функций в ряд по формулам Тейлора и Маклорена. Приближенные вычисления с помощью рядов. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.2

1
ОПК-1.1
2
 
4.11
Самостоятельная работа  /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.2

31,75
ОПК-1.1
2
 
4.12
зачет /КЗ/
Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.2

0,25
2
 
 
Раздел 5. Теория вероятностей

 
5.1
Случайные события. Классическая вероятность. Основные формулы комбинаторики. Алгебра событий. Теоремы сложений и умножения вероятности  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
5.2
Случайные события. Классическая вероятность. Основные формулы комбинаторики. Алгебра событий. Теоремы сложений и умножения вероятности  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

4
ОПК-1.1
3
 
5.3
Вероятность появления хоты бы одного события. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Повторение испытаний. Формулы Бернулли, Лапласа. Наивероятнейшее число появления событий.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
5.4
Вероятность появления хоты бы одного события. Формула полной вероятности. Формула Байеса. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

4
ОПК-1.1
3
 
5.5
Повторение испытаний. Формулы Бернулли, Лапласа. Наивероятнейшее число появления событий.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

4
ОПК-1.1
3
 
5.6
Случайная величина. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретной случайной величины. Числовые характеристики.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
5.7
Случайная величина. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретной случайной величины. Числовые характеристики.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
5.8
Непрерывная случайная величина. Дифференциальные и интегральные функции распределения. Числовые характеристики. Законы непрерывных распределений.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
5.9
Непрерывная случайная величина. Дифференциальные и интегральные функции распределения. Числовые характеристики. Законы непрерывных распределений: равномерный, экспоненциальный и нормальный законы распределений. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
5.10
Самостоятельная работа  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

20
ОПК-1.1
3
 
 
Раздел 6. Элементы математической статистики

 
6.1
Основные понятия. Выборочный метод. Статистическое распределение. Эмпирическая функция распределения. Точные оценки статистических параметров. Доверительный интервал.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

1
ОПК-1.1
3
 
6.2
Основные понятия. Выборочный метод. Статистическое распределение. Эмпирическая функция распределения. Точные оценки статистических параметров. Доверительный интервал.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
6.3
Функциональные и статистические зависимости. Корреляционная таблица, коэффициент корреляции. Линии регрессии. Влияние выборочного коэффициента корреляции на тесноту связи. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

1
ОПК-1.1
3
 
6.4
Функциональные и статистические зависимости. Корреляционная таблица, коэффициент корреляции. Линии регрессии. Влияние выборочного коэффициента корреляции на тесноту связи.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

2
ОПК-1.1
3
 
6.5
Самостоятельная работа  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

22
ОПК-1.1
3
 
6.6
Экзамен  /КА/
Л1.1Л2.1Л3.2

0,35
ОПК-1.1
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гмурман В. Е.

Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Шипачев В. С., Тихонов А. Н.

Высшая математика. Полный курс в 2 т. Том 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Шипачев В. С., Тихонов А. Н.

Высшая математика. Полный курс в 2 т. Том 1: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.4
Бугров Я. С., Никольский С. М.

Высшая математика в 3 т. Т. 2. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мачулис В. В.

Высшая математика: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пирогова И. Н.

Математика: практикум
Екатеринбург, 2019
 
Л3.2
Волобуева Т.А.

Математика: курс лекций и практические задания : учеб. пособие для обучающихся 
Орловский ГАУ, 2022
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Издательство "Лань"
 
Э2
Издательство "Юрайт"
 
Э3
Федеральный портал "Российское образование"
 
Э4
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-802
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя

Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.

Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-806
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт., 
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 11
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции • практические занятия • самостоятельную работу, • консультации преподавателя. Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами. Целями проведения практических занятий являются: • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; • развитие логического мышления; • умение выбирать оптимальный метод решения; • приобретение навыков анализа полученных результатов; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос). На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др. Самостоятельная работа обучающихся предусматривает: • Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю. • Подготовка к практическим занятиям. В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях. • Выполнение домашних заданий.
 
стр. 12
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов. Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза. Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.