МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Цифровой экономики и информационных технологий
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_24_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Прока Нина Ивановна
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
к.э.н., доцент, Волобуева Татьяна Александровна
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
Протокол от 15.01.2024 г. № 6
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Сформировать у обучающихся навыки математического мышления и дать основу для изучения ряда специальных дисциплин.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Математика», относятся знания, умения и виды деятельности, сформулированные в образовательном стандарте основного общего образования по математике.
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Базовыми для изучения дисциплины являются курсы средней школы: арифметика, алгебра и начала анализа, планиметрия, стереометрия и тригонометрия.
Дисциплина «Математика» является основой для изучения дисциплин: Физика; Теория систем и системный анализ; Численные методы; Дискретная математика; Математическое и имитационное моделирование
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ОПК-1.1: Демонстрирует и использует знания математики, физики, вычислительной техники и программирования для решения задач в профессиональной деятельности
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль
Контактная работа Контроль Зачет
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Линейная и векторная алгебра. Аналитическая геометрия
Понятие матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами. Ранг матрицы. Обратная матрица.
Определители и их свойства
/Лек/
Понятие матрицы. Виды матриц. Действия над матрицами. Ранг матрицы. Обратная матрица.
Определители и их свойства
/Пр/
Системы линейных алгебраических уравнений. Основные понятия. Способы решения систем линейных алгебраических уравнений /Лек/
Системы линейных алгебраических уравнений. Основные понятия. Способы решения систем линейных алгебраических уравнений. /Пр/
Векторы. Операции над векторами. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, их свойства. /Лек/
Векторы. Операции над векторами. Скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, их свойства /Пр/
Прямая линия на плоскости, различные виды уравнений прямой /Лек/
Прямая линия на плоскости, различные виды уравнений прямой. /Пр/
Уравнения плоскости в пространстве. Прямая в пространстве. Условие параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Уравнения плоскости в пространстве. Прямая в пространстве. Условие параллельности и перпендикулярности прямой и плоскости. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Раздел 2. Дифференциальное исчисление
Предел функции в точке. Односторонние пределы. Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Основные теоремы о пределах. Вычисление неопределенностей. Первый и второй замечательные пределы. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывность функции в точке, в интервале и на отрезках. Точки разрыва функции их классификация. /Лек/
Предел функции в точке. Односторонние пределы. Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Основные теоремы о пределах. Вычисление неопределенностей. Первый и второй замечательные пределы. Эквивалентные бесконечно малые функции. Непрерывность функции в точке, в интервале и на отрезках. Точки разрыва функции их классификация. /Пр/
Определение производной, ее механический и геометрический смысл. Правила дифференцирования и таблица производных элементарных функций. Производная сложной функции. Производные высших порядков.
Дифференциал функции, свойства дифференциала. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. Приложения производной.
/Лек/
Определение производной, ее механический и геометрический смысл. Правила дифференцирования и таблица производных элементарных функций. Производная сложной функции. Производные высших порядков.
Дифференциал функции, свойства дифференциала. Применение дифференциала в приближенных вычислениях. Приложения производной.
/Пр/
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Функция нескольких переменных. Основные понятия. Геометрическая интерпретация функций двух переменных. Частные и полное приращения. Частные производные. Дифференцируемость и полный дифференциал функции. /Лек/
Функция нескольких переменных. Основные понятия. Геометрическая интерпретация функций двух переменных. Частное и полное приращение. Частные производные. Дифференцируемость и полный дифференциал функции. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2
Раздел 3. Интегральное исчисление
Понятие первообразной и неопределённого интеграла. Свойства. Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование. Интегрирование методом замены переменной или способом подстановки. Интегрирование по частям. /Лек/
Понятие первообразной и неопределённого интеграла. Свойства. Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование. Интегрирование методом замены переменной или способом подстановки. Интегрирование по частям. /Пр/
Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определенного интеграла. Свойства. Формула Ньютона- Лейбница. Несобственные интегралы первого и второго рода /Лек/
Задача о нахождении площади криволинейной трапеции. Понятие определенного интеграла. Свойства. Формула Ньютона- Лейбница. Несобственные интегралы первого и второго рода /Пр/
Площадь плоской фигуры. Длина дуги гладкой кривой. Объем тела вращения. /Лек/
Площадь плоской фигуры. Длина дуги гладкой кривой. Объем тела вращения. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Раздел 4. Дифференциальные уравнения. Ряды.
Определение дифференциального уравнения, его порядка и решения. Задача Коши и теорема Коши для уравнений 1-го порядка. Общее и частное решения.
ДУ с разделяющимися переменными.
Однородные ДУ. Линейные ДУ. Уравнение Бернулли.
/Лек/
Определение дифференциального уравнения, его порядка и решения. Задача Коши и теорема Коши для уравнений 1-го порядка. Общее и частное решения.
ДУ с разделяющимися переменными.
Однородные ДУ. Линейные ДУ. Уравнение Бернулли.
/Пр/
Дифференциальные уравнения высших порядков, задача Коши. Дифференциальные уравнения высших порядков, допускающие понижения порядка. /Лек/
Дифференциальные уравнения высших порядков, задача Коши. Дифференциальные уравнения высших порядков, допускающие понижения порядка. /Пр/
Знакоположительные числовые ряды, примеры. Сходимость ряда. Необходимый признак схо- димости. Достаточные признаки сходимости. /Лек/
Знакоположительные числовые ряды, примеры. Сходимость ряда. Необходимый признак схо- димости. Достаточные признаки сходимости. /Пр/
Знакопеременные ряды, абсолютная и условная сходимости. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница /Лек/
Знакопеременные ряды, абсолютная и условная сходимости. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница /Пр/
Понятие функционального ряда, область сходимости. Степенные ряды. Теорема Абеля. Интервал и радиус сходимости ряда. Разложение функций в ряд по формулам Тейлора и Маклорена. Приближенные вычисления с помощью рядов. /Лек/
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Понятие функционального ряда, область сходимости. Степенные ряды. Теорема Абеля. Интервал и радиус сходимости ряда. Разложение функций в ряд по формулам Тейлора и Маклорена. Приближенные вычисления с помощью рядов. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Раздел 5. Теория вероятностей
Случайные события. Классическая вероятность. Основные формулы комбинаторики. Алгебра событий. Теоремы сложений и умножения вероятности /Лек/
Случайные события. Классическая вероятность. Основные формулы комбинаторики. Алгебра событий. Теоремы сложений и умножения вероятности /Пр/
Вероятность появления хоты бы одного события. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Повторение испытаний. Формулы Бернулли, Лапласа. Наивероятнейшее число появления событий. /Лек/
Вероятность появления хоты бы одного события. Формула полной вероятности. Формула Байеса. /Пр/
Повторение испытаний. Формулы Бернулли, Лапласа. Наивероятнейшее число появления событий. /Пр/
Случайная величина. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретной случайной величины. Числовые характеристики. /Лек/
Случайная величина. Дискретные случайные величины. Законы распределения дискретной случайной величины. Числовые характеристики. /Пр/
Непрерывная случайная величина. Дифференциальные и интегральные функции распределения. Числовые характеристики. Законы непрерывных распределений. /Лек/
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Непрерывная случайная величина. Дифференциальные и интегральные функции распределения. Числовые характеристики. Законы непрерывных распределений: равномерный, экспоненциальный и нормальный законы распределений. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
Раздел 6. Элементы математической статистики
Основные понятия. Выборочный метод. Статистическое распределение. Эмпирическая функция распределения. Точные оценки статистических параметров. Доверительный интервал. /Лек/
Основные понятия. Выборочный метод. Статистическое распределение. Эмпирическая функция распределения. Точные оценки статистических параметров. Доверительный интервал. /Пр/
Функциональные и статистические зависимости. Корреляционная таблица, коэффициент корреляции. Линии регрессии. Влияние выборочного коэффициента корреляции на тесноту связи. /Лек/
Функциональные и статистические зависимости. Корреляционная таблица, коэффициент корреляции. Линии регрессии. Влияние выборочного коэффициента корреляции на тесноту связи. /Пр/
Самостоятельная работа /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов
Шипачев В. С., Тихонов А. Н.
Высшая математика. Полный курс в 2 т. Том 2: Учебник для вузов
Шипачев В. С., Тихонов А. Н.
Высшая математика. Полный курс в 2 т. Том 1: Учебник для вузов
Бугров Я. С., Никольский С. М.
Высшая математика в 3 т. Т. 2. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Высшая математика: учебное пособие для вузов
6.1.3. Методические разработки
Математика: курс лекций и практические задания : учеб. пособие для обучающихся
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Федеральный портал "Российское образование"
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя
Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.
Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт.,
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,
стулья на 9 посадочных мест,
рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа, курсового проектирования, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,
стулья на 9 посадочных мест,
рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• практические занятия
• самостоятельную работу,
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).
На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
• Подготовка к практическим занятиям.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних заданий.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.
Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.