2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Философия_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Философия
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.и.н, доцент, Гуларян Артем Борисович
 
Философия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 29.05.2024 г. № 10

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования у обучающегося универсальных компетенций, а также применения философских и общенаучных методов в повседневной и профессиональной жизни. Курс философии имеет целью ознакомить обучающихся с основными философскими проблемами онтологии, гносеологии, социальной философии и философской антропологии, раскрыть особенности философской методологии, изучить различные мировоззренческие системы, помочь в формировании гуманистического мировоззрения, адекватного вызовам современности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура речи и деловое общение
2.1.2
История России
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Правоведение
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Выстраивает межкультурное взаимодействие, основываясь на принципах толлерантности и гражданской ответственности
 
Знает о культурном многообразии народов России и мира; традиции и ценности в культурах разных народов; гуманистические идеалы и ориентиры современности
 
Умеет анализировать социокультурные особенности разных народов, аргументировано и четко отстаивать свою точку зрения с позиций толерантности и гражданской ответственности
 
Владеет навыками межличностного и межкультурного взаимодействия, готов к эффективному взаимодействию с разными партнёрами по общению, в том числе и в профессиональной сфере
 
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Устанавливает траекторию саморазвития
 
Знаком со способами самоорганизации и самообразования
 
Способен определять цели собственной деятельности и совершенствовать её в ходе самообразования; демонстрирует

способность выстраивать иерархию ценностей и целей собственной деятельности

 
Владеет навыками для определения собственного развития; демонстрирует понимание роли саморазвития и необходимости

самообразования в течение всей жизни

 
 
УК-6.2: Планирует траекторию своего профессионального развития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Знает принципы профессионального развития и построения карьерного роста
 
Умеет выстраивать иерархию ценностей и целей соб-ственной профессиональной деятельности; знаком с основными

способами самоорганизации и саморазвития

 
Владеет навыками планирования траектории своего профессионального развития с демонстрацией понимание

необходимости саморазвития и самообразования в течение всей жизни

 
 
УК-6.3: Управляет своим временем в процессе саморазвития
 
умеет применять методики самооценки и самоконтроля; позволяющие улучшить личностные возможности и перспективы развития деятельности
 
умеет решать задачи собственного личностного и профессионального развития, определять и реализовывать приоритеты совершенствования собственной деятельности; 
 
владеет технологиями и навыками управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки, самоконтроля и принципов самообразования в течение всей жизни
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
20
20
20
20
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,35
32,35
32,35
32,35
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 2
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Введение в философию. История философской мысли

 
1.1
Предмет, разделы и функции философии /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.2
Философия Древнего Востока /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.3
Античная философия /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.4
Средневековая философия /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.5
Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.6
Немецкая классическая философия. Марксизм /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.7
Западная философия 19-20 вв. /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
1.8
Отечественная философия /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
 
Раздел 2. Онтология и гносеология

 
2.1
Учение о бытии (онтология). Основные категории и концепции онтологии /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
2.2
Учение о познании (гносеология) /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
2.3
Исторические формы и законы диалектики /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
2.4
Детерминизм, движение, пространство и время /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
2.5
Исторические формы и законы диалектики /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
 
Раздел 3. Философская антропология и социальная философия

 
3.1
Учение о человеке (антропология) /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
3.2
Социальная философия: предмет, проблемы и категории  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
3.3
Предмет и проблемы социальной философии. Деятельностная сущность человека /Пр/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

2
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
3.4
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2

40
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
3.5
Контроль /КА/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2

0,35
УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Митрошенков О. А., Ляшенко В. П., Рузавин Г. И.

Философия в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Спиркин А. Г.

Философия для технических вузов: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Митрошенков О. А., Ляшенко В. П., Рузавин Г. И.

Философия в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.4
Ретюнских Л. Т.

Философия: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В.

Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В.

Философия в 2 т. Том 1. История философии: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2020 год
6.3.1.4
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.5
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Лань
6.3.2.2
Юрайт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические или семинарские занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим или семинарским занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, эссе; подготовку к устным опросам, различным формам контроля, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также список литературы. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами. Целями проведения практических или семинарских занятий являются:

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины;

• установление связей теории с практикой;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа обсуждаемой на занятии проблемы;

• развитие коммуникативных способностей.

Каждое практическое или семинарское занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических или семинарских занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях. Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Контроль результатов самостоятельной работы Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса на семинарских занятиях, проведения письменных самостоятельных работ, тестирования и т.д. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал, в том числе терминологию, основные положения лекций и соответствующих параграфов учебника, изучить дополнительную литературу по тематике занятия. Основными формами контроля за результатами самостоятельно работы являются устный и письменный опрос, выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, контроль по модулям. Подготовка к учебным занятиям. В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, 

 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал (в том числе, изложенный на лекции), предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. Выполнение индивидуальных заданий. Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно носят индивидуальный характер с учётом интересов и способностей обучающихся, а также уровня их подготовки. Кроме того, для каждой изучаемой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.