2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Основы российской государственности_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы российской государственности
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.и.н., Доц., Гуларян Артем Борисович
 
Основы российской государственности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 15.06.2023 г. № 12

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Сформировать представление о мировоззрении как системе взглядов и принципов, об атрибутивных смыслообразующих ценностях российского мировоззрения, выделив базовые ценности в контексте формирования основополагающих констант российской идентичности и цивилизации; способствовать получению систематических, аксиологических и ценностных представлений о мировоззрении и идентичности представителей российской цивилизации и альтернативных псевдомировоззренческих идеологических цивилизационных ориентиров.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История России
2.2.2
Правоведение
2.2.3
Социальное взаимодействие в отрасли
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует современное состояние общества в социально-историческом, этическом и философском аспектах
 
Представление о современной России в разрезе социально-исторической, идейно-символической и мировоззренческой уникальности
 
Представление об уникальности России как страны и цивилизации
 
Представление об идентичности представителей Российской цивилизации и о современных вызовах этой идентичности
 
 
УК-5.2: Интерпритирует проблемы современности с позиций этики и философских знаний
 
Представление о ключевых проблемах современного мира и России
 
Представление о возможных механизмах решения глобальных проблем
 
Представления о возможных путях развития Российской цивилизации
 
 
УК-5.3: Выстраивает межкультурное взаимодействие, основываясь на принципах толлерантности и гражданской ответственности
 
Представление о роли русской культуры в формировании национальной идентичности
 
Представления о культурном и историческом единстве многонационального российского народа, о важности сохранения этого единства
 
Представление о ценностных ориентирах российского общества, основанных на духовности и человечности
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
40
40
40
40
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60,25
60,25
60,25
60,25
Сам. работа
11,75
11,75
11,75
11,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
60
самостоятельная работа
11,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 1. Что такое Россия

 
1.1
Современная Россия: цифры, факты, достижения, герои /Лек/
Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.6Л3.1

Э1

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
1.2
Многообразие российских регионов /Пр/
Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.6Л3.1

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
1.3
Испытания и победы России /Пр/
Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.6Л3.1

Э1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
1.4
Герои страны, герои народа /Пр/
Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.6Л3.1

Э1

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Раздел 2. Раздел 2. Российское государство-цивилизация

 
2.1
Цивилизационный подход - возможности и ограничения /Лек/
Л1.3 Л1.6 Л1.7 Л1.9Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
2.2
Философское осмысление России как цивилизации /Лек/
Л1.3 Л1.6 Л1.9Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
2.3
Применимость и альтернативы цивилизационного подхода /Пр/
Л1.3 Л1.6 Л1.9Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
2.4
Российская цивилизация в академическом дискурсе /Пр/
Л1.3 Л1.6 Л1.9Л2.1 Л2.4 Л2.6 Л2.8Л3.1

4
УК-5.2 УК-5.3
1
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации

 
3.1
Мировоззрение и идентичность /Лек/
Л1.2 Л1.9Л2.5 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.2
Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации /Лек/
Л1.2 Л1.9Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.3
Ценностные вызовы современной политики /Пр/
Л1.2 Л1.9Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.4
Концепт мировоззрения в современных науках /Пр/
Л1.2 Л1.9Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.5
Системная модель цивилизации /Пр/
Л1.2 Л1.9Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.6
Ценности российской государственности /Пр/
Л1.2 Л1.9Л2.4 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
3.7
Мировоззрение и государство /Пр/
Л1.2 Л1.9Л2.4 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
 
Раздел 4. Раздел 4. Политическое устройство Российской Федерации

 
4.1
Конституционные принципы разделения властей /Лек/
Л1.1 Л1.4 Л1.5 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.2 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
4.2
Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы /Лек/
Л1.1 Л1.4 Л1.5 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.2 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
4.3
Власть и легитимность в конституционном преломлении /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.2 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
4.4
Уровни и ветви власти /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.2 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
4.5
Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие /Пр/
Л1.1 Л1.4 Л1.5 Л1.9Л2.2 Л2.6Л3.1

2
УК-5.2 УК-5.3
1
 
 
Раздел 5. Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны

 
5.1
Актуальные вызовы и проблемы развития России /Лек/
Л1.9Л2.3 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.2
Сценарии развития российской цивилизации /Лек/
Л1.9Л2.3 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.3
Россия и глобальные вызовы /Пр/
Л1.9Л2.3 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.4
Внутренние вызовы общественного развития /Пр/
Л1.9Л2.3 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.5
Образы будущего России /Пр/
Л1.9Л2.3 Л2.6 Л2.7Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.6
Ориентиры стратегического развития /Пр/
Л1.9Л2.6 Л2.7Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.7
Сценарии развития российской цивилизации /Пр/
Л1.9Л2.6Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.8
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.3 Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.4 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

11,75
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
 
5.9
Зачет /КЗ/
Л1.3 Л1.6 Л1.7 Л1.8 Л1.9Л2.4 Л2.6Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,25
УК-5.2 УК-5.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ромашов Р. А.

Теория государства и права: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Ретюнских Л. Т.

Философия: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Лаппо-Данилевский А. С.

Методология истории в 2 ч. Часть 1. Теория исторического знания: -
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.4
Бакарджиев Я. В., Рыбаков В. А., Ромашов Р. А.

Теория государства и права в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.5
Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А.

Теория государства и права в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.6
Лаппо-Данилевский А. С.

Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения: -
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.7

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон РФ N 67-ФЗ от 31.05.2002 г.
 
Л1.8
Российская Федерация. Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ
М.: Астрель, 2012
 
Л1.9
Орлов, А. С., Георгиев, В. А.

История России: учебник
М.: Проспект, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Данилевский Н. Я.

Россия и Европа: -
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е.

Конституционное право России: Учебник
М.: Юристъ, 1995
 
Л2.3
Ахиезер, А. С., Рябова, М. Э.

Социальная философия в усложняющемся мире
 
Л2.4
под ред. А. А. Радугина

История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций
М.: Библионика, 2007
 
Л2.5
Финогентов, В. Н.

Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры
М.: Либроком, 2009
 
Л2.6
редкол.: А. Д. Некипелов и др.

Новая Российская энциклопедия. В 12 т.
М.: Энциклопедия : ИНФРА-М, 2014
 
Л2.7
Старцева, В. С., Финогентов, В. Н.

Исторические модификации трансгуманизма
 
Л2.8
Шпенглер О., Франковский А. А.

Закат Европы: -
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1

История (история России, всеобщая история): методические указания
пос. Караваево: КГСХА, 2020
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Информационно-правовой портал
 
Э2
Российская компьютерная справочно-правовая система 
 
Э3
Президент Российской Федерации: официальный сайт
 
Э4
Правительство РФ: официальный сайт
 
Э5
Национальные проекты России: официальный сайт
 
Э6
Государственные программы РФ: официальный сайт
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.4
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.5
Microsoft Office 2013 Russian Academic
6.3.1.6
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.7
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.8
Microsoft Office 2003
6.3.1.9
Microsoft Windows 2000
6.3.1.10
Kaspersky Free
6.3.1.11
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Юрайт
6.3.2.2
Лань
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий,

списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• самостоятельную работу,

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на

первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В

 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу,

чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса

и представлять собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.

Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).

На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы,

выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в

соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного

изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами,

вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и

научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями).

Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств

массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по

заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных

проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому

изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального

мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных

экономических ситуациях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние

задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и

дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с

помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их

выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации

обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены

аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем

материал в объеме запланированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком.

Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в

информационно-образовательной среде вуза.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.