2024-2025_08_03_01_24_ПГС_plx_Энергосберегающие технологии в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Энергосберегающие технологии в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_24_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.э.н., проф., Бочарова И.Ю.;Ст.пр, Вершинин Степан Владимирович
 
Энергосберегающие технологии в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 20.02.2024 г. № 12

Зав. кафедрой Шапорова Ольга Александровна

Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование профессиональной подготовки, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения параметров энергоэффективности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых данные вопросы рассматриваются в качестве приоритета
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в проектную деятельность (основы архитектуры и строительных конструкций)
2.1.2
Инженерная экология
2.1.3
Экономика
2.1.4
Электротехника и электроснабжение
2.1.5
Безопасность жизнедеятельности
2.1.6
Инженерная графика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством
2.2.2
Техническая эксплуатация инженерного оборудования зданий
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность задач, обеспечивающих ее достижение
 
 
 
 
 
УК-2.2: Выбирает оптимальный способ решения задач
 
 
 
 
 
УК-2.3: Учитывает действующие правовые нормы и имеющиеся условия, ресурсы и ограничения
 
 
 
 
 
 
ОПК-3: Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-3.1: Выбор метода или методики решения задачи профессиональной деятельности, оценка инженерных условий строительства, выбор мероприятий, направленных на предупреждение процессов (явлений), а также защиту от их последствий
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Выбор объемно-планировочной, конструктивной схемы здания, оценка преимуществ и недостатков выбранной планировочной схемы и конструктивного решения
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Выбор строительных материалов для строительных конструкций (изделий), определение качества строительных материалов на основе экспериментальных исследований их свойств
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
16
16
16
16
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,25
22,25
22,25
22,25
Сам. работа
49,75
49,75
49,75
49,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 5
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1

 
1.1
Основные понятия в области

энергосбережения, государственная система энергосберегающих мероприятий

Энергетическая стратегия и Федеральные целевые программы энергосбережения

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
1.2
Нормативы и тарифы на ресурсы в

строительной отрасли и системе ЖКХ

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
стр. 5
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
1.3
ДОЦП Энергосбережение в Орловской

области, планы и результаты работ

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 2. Модуль 1

 
2.1
Изучение энергоэффективных систем осфещения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 3. Модуль 1

 
3.1
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

24
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 4. Модуль 2

 
4.1
Параметры микроклимата в помещениях,

тепловое состояние организма и нормирование характеристик микроклимата

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

1
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
4.2
Методы инструментального контроля /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 5. Модуль 2

 
5.1
Изучение систем отопления и вентиляции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
5.2
Расчет нормирования затарат топливно-энергетических ресурсов на предприятиях /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
5.3
Сбор и обработка получаемой информации,

публикация результатов измерений

Анализ энергетической эффективности

жилищного фонда в РФ и Орловской области

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
5.4
Расчет системы тепловых потерь участках трассы теплоснабжения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
 
Раздел 6. Модуль 2

 
6.1
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

25,75
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
 
стр. 6
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Раздел 7. 

 
7.1
/КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

0,25
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Болотин, С. А.

Техническая эксплуатация зданий и сооружений: учебное пособие
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2018
 
Л1.2
Король, Е. А., Дементьева, М. Е., Сокова, С. Д., Король, О. А., Шрейбер, К. А., Король, Е. А.

Техническая эксплуатация зданий и инженерных систем: учебник по направлению подготовки 08.03.01 строительство
Москва: МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2020
 
Л1.3
Купчикова, Н. В.

Техническая экспертиза в эксплуатации инженерных систем и коммуникаций: учебное пособие
Астрахань: Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Протасевич А. М.

Строительная теплофизика ограждающих конструкций и микроклимат помещений: монография
Минск: БНТУ, 2016
 
Л2.2
Карякин, А. В., Карякина, М. Г.

Энергосберегающие технологии при эксплуатации жилых зданий
 
Л2.3
Трошин, М. Ю.

Проблемы и развитие организационно-экономических процессов в энергоэффективных мероприятиях при реконструкции общественных зданий [Электронный ресурс]: магистерская диссертация
Орел: , 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина
 
Э2
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка»
 
Э3
Электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э4
База данных Polpred.com. Обзор СМИ
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
 
стр. 7
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-101
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 72 посадочных места, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя, мультимедийное оборудование переносного типа
Лек
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год

 
ИСИ-303
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:

- Ноутбук;

- Рулонный настенный экран;

- Кабели коммутации;

- Колонки;

- Проектор.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-105
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Лаборатория инженерно-геологических и геодезических изысканий.
Столы, стулья на 20 посадочных места, ноутбук преподавателя, проектор BenQ DLP, учебно-методические материалы по дисциплине, доска настенная, стенды различного содержания 15 шт. Набор лабораторного оборудования:

Комплекты пробоотборников для грунта ПГ-200, ПГ-400

Комплект колец для отбора проб грунта КПГ-01

Комплект сит КП-131-НС для грунтов

Прибор ПСГ-3Н

Сушильный шкаф ШСУ(учебный) (85…130С)

Весы ВЛТ – 150-П

Весы ВЛТ-1500-П

Весы ВЛТЭ-2100

Фильтрационный прибор ПКФ

Плотномер шлама ПШ-1

Полевая лаборатория Литвинова ПЛЛ-9

Уровнемер акустический УА-50

Ручной пенетрометр РП-1

Сдвигомер -крыльчатка

Вакуумный сушильный шкаф серии VD

Лаб
 
стр. 8
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Электрошкаф сушильный СНО

Универсальная лабораторная муфельная печь с программным управлением МИМП-3УЭ

Стенд для испытания моделей фундаментов

Автоматизированная система испытания грунтов

Прибор КПр-1М

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-105
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы, стулья на 20 посадочных места, ноутбук преподавателя Dell Latitude D630 C2D, проектор BenQ DLP, учебно-методические материалы по дисциплине, доска настенная, стенды различного содержания 15 шт. Набор демонстрационного оборудования
КЗ
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литера- туры. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, до кладов, подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учеб- ной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установлениесвязейтеорииспрактикойвформеэкспериментальногоподтвержденияположенийтеории;

• развитие логического мышления;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала(устный опрос). Для этого формулируется цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях проводятся предусмотренные рабочей программой мастер-классы, тестирование и др. В целом 

 
стр. 9
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Подготовка к учебным занятиям

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Вцеломжеактивноезаинтересованноеучастиеобучающихсявработеспособствуетболее глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированиюосновпрофессиональногомышления.Входезанятийотрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточнойаттестацииобучающегося(сдачеэкзамена).Заданиядлясамостоятельнойработы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины.Припроведениисамотестирования,обучающиесямогутвыявитьтоткругвопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущий  контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета  (промежуточная аттестация) при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.