2024-2025_08_03_01_24_ПГС_plx_Начертательная геометрия_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Эксплуатации машинно-тракторного парка и тракторы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Начертательная геометрия
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_24_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.т.н., Доц., Виноградов Виктор Владимирович
 
Начертательная геометрия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 22.02.2022 г. № 6

Зав. кафедрой Севостьянов Александр Леонидович

Эксплуатации машинно-тракторного парка и тракторы
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины является развитие у обучающихся пространственного воображения и конструктивно геометрического мышления; выработка способностей к анализу и синтезу пространственных форм, соотношений частей и целого на основе гра-фических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных простран-ственных объектов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
До начала ее изучения обучающийся должен освоить начальный курс черчения.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инженерная графика
2.2.2
Компьютерная графика
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
ОПК-1.1: Определение характеристик, выявление и классификация физических и химических процессов, протекающих на объекте профессиональной деятельности, выбор базовых физических и химических законов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
ОПК-1.2: Представление базовых для профессиональной сферы физических процессов и явлений в виде математического(их) уравнения(й), решение инженерных задач с помощью математического аппарата, аналитической геометрии, обработка расчетных и экспериментальных данных вероятностно-статистическими методами
 
 
 
 
 
ОПК-1.3: Решение инженерно-геометрических задач аналитическими, математическими, графическими способами
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
26
26
26
26
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,35
32,35
32,35
32,35
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 1
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Методы и свойства проецирования. Точка, прямая и плоскость на комплексном чертеже относительно плоскостей проекций.  /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
1.2
Прямые и плоскости общего и частного положения относительно плоскостей проекций. Основные позиционные задачи. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
1.3
Методы и свойства проецирования. Точ-ка, прямая и плоскость на комплексном чертеже относительно плоскостей про-екций. /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
1.4
Прямые и плоскости общего и частного положения относительно плоскостей проекций. Основные позиционные зада-чи. /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
1.5
Следы плоскости. Построение горизонтального и фронтального следа плоскости. Прямая. Построение прямой, параллельной плоскости. Построение взаимно-параллельных плоскостей. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
 
Раздел 2. 

 
2.1
Преобразование комплексного чер-тежа. Решение метрических задач преобразованиями комплексного чертежа. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.2
Поверхности. Особые случаи пере-сечения криволинейных поверхно-стей. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.3
Преобразование комплексного чертежа. Решение метрических задач преобразо-ваниями комплексного чертежа. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
стр. 5
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
2.4
Поверхности. Особые случаи пересече-ния криволинейных поверхностей. /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.5
Развертывание кривых поверхностей. Условная развертка сферической поверхности. Сложные поверхности. /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

20
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
2.6
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

0,35
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Чекмарев А. А.

Начертательная геометрия и черчение: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Чекмарев А. А.

Начертательная геометрия: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Константинов А. В.

Начертательная геометрия: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИИ

NAUCHNO-PRAKTICHESKIII I KUL'TURNO-PROSVETITEL'SKII ZHURNAL: периодическое издание

, 2021
 
Л2.2

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: периодическое издание
, 2021
 
Л2.3

НАУКА И ЖИЗНЬ

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ: периодическое издание

, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Алаева Т. Ю.

Инженерная графика: начертательная геометрия и техническое черчение: учебно-методическое пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2020
 
Л3.2

Начертательная геометрия. Инженерная и компьютерная графика (принципиальные схемы в среде «КОМПАС-3D V16»): учеб.-метод. пособие
Красноярск: СФУ, 2020
 
Л3.3
Бубенников, А. В.

Начертательная геометрия: задачи для упражнений
М.: Высш. шк., 1981
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
 
стр. 6
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-402
Учебная аудитория для проведения занятий практического и семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации, для групповых и индивидуальных консультаций
Специальные помещения, укомплектованные специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
2-404
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
Специализированная мебель
Лек
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно озна-комиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуаль-ных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные работы;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефера-тов, докладов, подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтвер-ждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисци-плины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основ-ные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практи-кующих упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изу-чение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к за-чету с оценкой. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с препо-давателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсес-сионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям.

 
стр. 7
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно озна-комиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствую-щий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Об-ращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным вы-держкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значитель-ной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспро-изводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дис-куссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний, обучающихся препода-вателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для само-проверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет препода-вателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и аттестация.

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисци-плины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный ма-териал

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий, в том числе и домашних заданий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.