2024-2025_1_5_15_22_Эко_plx_История и философия науки
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История и философия науки
______________ 2022 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
1.5.15_22_Эко.plx

1.5.15.  Экология

______________Химичева Светлана Николаевна
Институт прикладной экспериментальной ветеринарии и агробиотехнологий
 
Форма обучения
очная
 
Орёл 2024
 
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.ф.н., профессор, Финогентов Валерий Николаевич
 
История и философия науки
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
1.5.15.  Экология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2022 протокол № 10.
 
Протокол от __ __________ 2022 г. № __

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у аспирантов целостного, философского понимания сущности, происхождения и развития науки; повышение их методологической культуры; формирование представления о многообразии наук; формирование понимания особенностей современного состояния науки; формирование понимания значения науки для развития современной цивилизации и ценности научной рациональности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
2.1
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научная деятельность по подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.2
Педагогика и психология высшей школы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
48
48
48
48
Контактная работа Контроль
0,5
0,5
0,5
0,5
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72,75
72,5
72,75
72,5
Сам. работа
107,75
108
107,75
108
Часы на контроль
35,5
35,5
35,5
35,5
Итого
216
216
216
216
 
Общая трудоемкость
6 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
216
экзамены 1 зачеты с оценкой 1
в том числе:
аудиторные занятия
72
самостоятельная работа
107,75
часов на контроль
35,5
 
стр. 4
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Общие проблемы философии науки

 
1.1
Предмет и основные проблемы истории и философии науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
1.2
Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
1.3
Методы научного познания и формы научного знания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
1.4
Предмет и основные проблемы истории и философии науки  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
1.5
Природа науки. Наука как феномен культуры. Наука как социальный институт  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
1.6
Многообразие наук. Классификация наук /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
1.7
Методы научного познания, уровни и формы научного знания (семинар-конференция)  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
1.8
Аксиология науки (семинар с элементами дискуссии)  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
 
Раздел 2. Философские проблемы биологических наук

 
2.1
Специфика субъекта, объекта и предмета биологических наук. Проблема истинности и рациональности в биологических науках /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
2.2
Основные исследовательские программы биологических наук /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
2.3
Специфика субъекта, объекта и предмета биологических наук. Проблема истинности и рациональности в биологических науках /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
2.4
Основные исследовательские программы биологических наук /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
 
Раздел 3. История биологических наук

 
стр. 5
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
 
3.1
Основные этапы развития науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
3.2
Движущие силы развития науки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
3.3
Дифференциация и интеграция, преемственность и инновации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
3.4
История развития биологических наук /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
3.5
Классическая наука /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
3.6
Неклассическая наука /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
3.7
Постнеклассическая наука /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
3.8
Движущие силы развития науки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
3.9
Дифференциация и интеграция в развитии науки  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
3.10
Приемственность и инновации в развитии науки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1

2
1
 
3.11
«Общество знания». Роль биологических наук в процессе социальных трансформаций  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

4
1
 
3.12
Самостоятельная работа  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

108
1
 
3.13
Экзамен /КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

0,5
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 6
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ушаков Е. В.

Философия и методология науки: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Липкин А. И., Визгин В. П., Казакова А. Е., Медведь А. Н., Нуреев Р. М., Сокулер З. А., Уманская Ж. В., Шапошников В. А., Печенкин А. А., Скворчевский К. А., Никишкин В. А., Федоров В. С., Храмов О. С., Пронских В. С., Гороховская Е. А., Розин В. М.

Философия науки: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ивин А. А.

Философия науки в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л2.2
Лебедев С. А.

Философия науки: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.3
Бессонов Б. Н.

История и философия науки: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.4
Ивин А. А.

Философия науки в 2 ч. Часть 1: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Чернов С. А.

История и философия науки: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы
Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2020
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.5
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.6
Microsoft Office 2013 Russian Academic
6.3.1.7
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.8
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.9
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.10
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.11
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.12
Microsoft Office 2003
6.3.1.13
Kaspersky Free
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 7
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки», обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• семинарские занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к семинарским занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, эссе; подготовку к устным опросам и экзамену);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения семинарских занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения познавательных задач;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое семинарское занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос).Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На семинарских занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные работы, выполнение упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных познавательных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой 

 
стр. 8
УП: 1.5.15_22_Эко.plx
 
информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.