2024-2025_08_03_01_24_ПГС_plx_Основы экономической безопасности и финансовой грамотности_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Финансы, инвестиции и кредит
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_24_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доцент кафедры "Финансы, инвестиции и кредит", Кравченко Т.С.
 
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 22.01.2024 г. № 12

Зав. кафедрой Кравченко Татьяна Святославовна

Финансы, инвестиции и кредит
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладению методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач.
1.2
Формирование знаний об основах экономической безопасности государства, соотношении экономической безопасности государства и безопасности в отдельных секторах национальной экономики (финансовой, инновационной и т.д.) и их роли в формировании целостной концепции безопасности государства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информатика
2.1.2
Введение в направление
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Антитеррористическая безопасность
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-9.1: Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
 
 
 
 
 
УК-9.2: Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
 
 
 
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
УК-10.1: Понимает сущность коррупционного поведения и его взаимосвязь с социальными, экономическими, политическими и иными условиями.
 
Знает сущность и правила общественного, социального, экономического, политического и иных взаимодействий на основе нетерпимого отношения к коррупции, степень общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений), антикоррупционное поведение применительно к сфере своей профессиональной деятельности.
 
Умеет осуществлять профессиональную деятельность на основе нетерпимого отношения к коррупционному поведению, самостоятельно анализировать коррупционные явления и факторы коррупции, определять методику подготовки квалифицированных заключений относительно наличия признаков коррупционной деятельности в профессиональной деятельности.
 
Владеет навыками выявления признаков коррупционного поведения, навыки оценки социальной значимости своей профессии, возможных коррупционных рисков, недопущения коррупционного поведения, уважительного отношения к праву и закону.
 
 
УК-10.2: Проявляет нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению на основе правовых норм
 
Знает нормы права в различных сферах социальной деятельности, а также в сфере противодействия коррупции, осуществляет социальную и профессиональную деятельность на основе развитого правосознания сформированной правовой культуры.
 
Умеет правильно толковать правовые термины, применять на практике антикоррупционное законодательство, выявлять и давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению.
 
Владеет навыками применения на практике антикоррупционного законодательства, навыки правовой квалификации коррупционного поведения и его пресечения.
 
 
УК-10.3: Умеет противодействовать проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
39,75
39,75
39,75
39,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 1
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
39,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Экономическая безопасность

 
1.1
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
1.2
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
1.3
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.2

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
 
Раздел 2. Финансовая грамотность

 
2.1
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
стр. 5
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
2.2
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.3
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.4
Тема 3. Расчеты и платежи /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.5
Тема 3. Расчеты и платежи /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.6
Тема 3. Расчеты и платежи /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.7
Тема 4. Сбережения /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.8
Тема 4. Сбережения /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.9
Тема 4. Сбережения /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.10
Тема 5. Кредиты и займы /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.11
Тема 5. Кредиты и займы /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.12
Тема 5. Кредиты и займы /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.13
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.14
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.15
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.16
Тема 7. Страхование /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.17
Тема 7. Страхование /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.18
Тема 7. Страхование /Ср/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

5,75
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.19
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Лек/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.20
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Пр/
Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
2.21
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1

Э1 Э2 Э3

5
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
стр. 6
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
2.22
Зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2

0,25
УК-9.1 УК-9.2 УК-10.1 УК-10.2
1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бабурина О. Н.

Экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Айзман Р. И., Новикова Н. О.

Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Сычева-Передеро О. В., Секлецова О. В., Корчагина И. В.

Финансовая грамотность: учебное пособие
Кемерово: КемГУ, 2021
 
Л1.4
Меркулова Е. Ю.

Общая экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.5
Айзман Р. И., Новикова Н. О.

Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.6
Гончаренко Л. П., Сыбачин С. А., Сидорова В. Н., Филин С. А., Курбанов Р. А., Баланюк Л. Л., Баланюк Е. В., Акулинин Ф. В.

Экономическая безопасность: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алиев У. И., Дыдыкин А. В., Ахмедов Ф. Н., Блохина Т. К., Быстряков А. Я., Голодова Ж. Г., Карпова Д. П., Морозова Е. А., Пилипенко О. И., Карпенко О. А., Чалдаева Л. А.

Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник Для СПО
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Меркулова Е. Ю.

Общая экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Справочная-правовая система "Гарант"
 
стр. 7
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Э2
Справочная-правовая система "Консультант плюс"
 
Э3
Электронно-библиотечная система eLibrary
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.3
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.4
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academicт OLP версия 8.1
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-403
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра, доска настенная магнитно-маркерная - 2 шт., видеокамеры- 2шт.; колонки пассивные полочные – 3 шт., ПК – 1 шт., набор беспроводной (мышь и клавиатура), крепление на монитор, проектор, ресивер, экран настенный, шкаф напольный
Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-304
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации, групповых и индивидуальных консультаций
Специализированная мебель,

доска настенная,

комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук - 1 шт.; экран переносной рулонный на треноге -1 шт., проектор - 1шт.)

Пр
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Ср
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При освоении дисциплины используются следующие виды активной и интерактивной форм обучения для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций: совместное погружение в проблемное поле, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, работа в малых группах, разборы конкретных ситуаций, кейсов и т.д. Процесс освоения дисциплины предусматривает следующие работы: 1. Контактная работа (аудиторная работа: лекционные, практические (семинарские) занятия) 2. Самостоятельная работа 3. Контрольные мероприятия (промежуточная аттестация) Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, т.к. при этом обширный материал излагается концентрировано, в логически выдержанной форме, с учетом характера профессиональной деятельности обучаемых. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме. В процессе прослушивания лекций очень важно умение студентов конспектировать наиболее значимые моменты теоретического материала. Конспект помогает внимательнее слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации. При конспектировании лекции также следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии. Рекомендуется в тетради отвести место для словаря, куда в алфавитном порядке вписываются специальные термины и пояснения к ним. Практические занятия способствуют выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения 
 
стр. 8
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями, развитию системного мышления. Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, то практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары и прочие виды заданий выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, т.е. перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при выполнении конкретных заданий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к теоретическому материалу, эмпирическим данным, записям лекций, дополнительной литературе. Если студент не справится самостоятельно с выполнением задания, то он может обратиться за консультацией к преподавателю. В конце практического занятия студенты обсуждают полученные результаты выполнения задания, могут высказать свое мнение по рассматриваемому заданию, предложенному решению и его обоснованию другими студентами, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии подводит преподаватель. Он же дает оценку работы студентов в ходе практического занятия. Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом, нормативно-правовыми актами, научной литературой, с ситуационными задачами, развитие способности самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Состав самостоятельной работы: 1. Подготовка к лекционным занятиям: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста и т.д.;  работа с конспектом лекции; подготовка вопросов для самостоятельного изучения. 2. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям: работа со справочниками и др. литературой; заполнение рабочей тетради; подготовка мультимедиа презентации и докладов к выступлению на практическом занятии. 3. Подготовка к промежуточной аттестации: повторение всего учебного материала дисциплины; аналитическая обработка текста. При подготовке к практическим занятиям и контрольным мероприятиям обучающийся в обязательном порядке изучает теоретический материал в соответствии с методическими указаниями по самостоятельной работе и перечнем основной учебной литературы.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.