2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Численные методы_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Численные методы
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
 
Численные методы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения дисциплины: формирование систематических, научно обоснованных взглядов на методы, используемые вычислительной математикой, применять аппарат вычислительной математики для формализации и математического описания задач, возникающих в сфере науки и производства, призван помочь обучающимся усвоить математические методы, дающие возможность проводить численные эксперименты, анализировать и моделировать процессы и явления из области их будущей профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.2
К исходным требованиям необходимым для изучения дисциплины  относятся знания, умения и виды
2.1.3
деятельности, сформулированные в образовательном  стандарте основного общего образования по математике.
2.1.4
Базовыми для изучения дисциплины являются курсы дискретной математики, информатики и программирования;  теория вероятностей и математической статистики.
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Исследование операций и методы оптимизации
2.2.2
Проектирование информационных систем
2.2.3
Дискретная математика
2.2.4
Математическое и имитационное моделирование
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Использует системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
 
ОПК-1.1: Демонстрирует и использует знания математики, физики, вычислительной техники и программирования для решения задач в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
20
20
20
20
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36,25
36,25
36,25
36,25
Сам. работа
35,75
35,75
35,75
35,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 5
в том числе:
аудиторные занятия
36
самостоятельная работа
35,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Элементарная теория погрешностей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

1
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.2
Вычисление значений алгебраических полиномов.

Схема Горнера и ее использование для нахождения границ действительных корней

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

1
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.3
Методы решения нелинейных уравнений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

1
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.4
Методы интерполирования и экстраполяции функций /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

1
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.5
Общая  характеристика методов  численного дифференцирования  функций. Приближенное дифференцирование  на  основе интерполяционных  формул. Оценка  погрешности  методов численного дифференцирования.

Общая характеристика методов численного интегрирования функций.

Понятие квадратурной формулы. Квадратурные формулы Ньютона – Котеса. Формула трапеций и ее остаточный член. Формула Симпсона и оценка ее погрешности. Формулы Ньютона – Котеса высших порядков. Общая формула трапеций и ее геометрический смысл. Общая формула Симпсона, ее геометрическая интерпретация и оценка погрешности. Квадратурные формулы Чебышева и Гаусса. Остаточный член формулы Гаусса.

/Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.6
Аппроксимация функций. Интерполяция и экстраполяция. Интерполяционные многочлены. Конечноразностные интерполяционные формулы. Полиномы Лагранжа и Ньютона. Погрешность интерполяции. Интерполяционные сплайны и тригонометрическая интерполяция. Дискретное и быстрое преобразование Фурье. Сравнительная характеристика методов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.7
Многочлены Чебышева и наилучшие равномерные приближения (НРП). Свойства многочленов

Чебышева. Построение полинома НРП. Методы аппроксимации. Метод наименьших квадратов (МНК). Выбор базиса. Алгоритм метода. Использование МНК. Метод разложения в ряд. Сравнительная характеристика методов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.8
Проблема численного

дифференцирования и интегрирования зависимостей. Численные формулы дифференцирования. Остаточные члены простейших формул и их оценка. Методы Рунге практической оценки погрешностей. Сравнительная характеристика методов. Задача численного интегрирования. Формула Ньютона-Котеса. Коэффициенты Котеса и их свойства.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.9
Однократный и многократный методы. Квадратурные формулы прямоугольников, трапеций и Симпсона. Практическая оценка погрешности.

Квадратурные формулы Чебышева и Гаусса.

Сравнительная характеристика методов..

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.10
Дифференциальные уравнения. Задача Коши и краевая задача. Численное интегрирование дифференциальных уравнений. Решение задачи Коши. Одношаговые и многошаговые методы. Методы РунгеКутта: метод Эйлера, методы 2-го и 4-го порядка. Понятие о многошаговых методах  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.11
Вычисления с учетом погрешностей   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.12
Метод половинного деления   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.13
Комбинированный метод хорд и касательных   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.14
Уточнение корней уравнений методом простой итерации /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.15
Интерполирование математических таблиц   /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

4
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.16
Численное

решение задач

оптимизации

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

35,75
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
1.17
зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

0,25
ОПК-1.1 УК-1.3
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Баврин И. И.

Дискретная математика. Учебник и задачник: - для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Палий И. А.

Дискретная математика и математическая логика: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гисин В. Б., Кремер Н. Ш.

Математика. Практикум: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Бугров Я. С., Никольский С. М.

Высшая математика в 3 т. Т. 1. Дифференциальное и интегральное исчисление в 2 кн. Книга 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пак В. Г.

Дискретная математика: теория множеств и комбинаторный анализ. Сборник задач: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л3.2
Моисеенкова, Т. В.

Дискретная математика в примерах и задачах: учебное пособие
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-508
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8  шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет.         Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard  UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
К оценке уровня знаний, умений и владений предъявляются следующие общие требования.

«Отлично»:

 глубокие и твердые знания программного материала учебной дисциплины, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов);

 полные, четкие, логически последовательные, правильные доклады на поставленные вопросы; умение выделять главное и делать выводы;

 умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии, обосновывать выдвигаемые предложения и принимаемые решения; применять теоретические знания при решении практических задач;

 безупречное владение приемами работы с оборудованием, программным, техническим и другим обеспечением;

 безошибочное чтение схем, графиков и чертежей.

«Хорошо»:

 достаточно полные и твёрдые знания программного материала учебной дисциплины,

 правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов);

 последовательные, правильные, конкретные, без существенных неточностей доклады на поставленные вопросы, свободное устранение замечаний о недостаточно полном освещении отдельных положений при постановке дополнительных вопросов;

 умение достаточно полно анализировать факты, события, явления и процессы, применять теоретические знания при решении практических задач; несущественные неточности при обосновании выдвигаемых предложений и принимаемых решений;

 правильное владение приемами работы с оборудованием, программным, техническим и другим обеспечением;

 безошибочное чтение схем, графиков и чертежей.

«Удовлетворительно»:

 знание основного программного материала учебной дисциплины, понимание сущности и взаимосвязи основных рассматриваемых явлений (процессов):

 правильные, без грубых ошибок доклады на поставленные вопросы, несущественные ошибки в чтении графиков, схем, чертежей;

 умение применять теоретические знания к решению основных практических задач, ограниченные навыки в обосновании выдвигаемых предложений и принимаемых решений;

 отдельные неточности или недостаточно четкое выполнение приемов работы на оборудовании.

«Неудовлетворительно»:

 отсутствие знаний значительной части программного материала;

 неправильный доклад хотя бы на один из вопросов, существенные и грубые ошибки в докладах на дополнительные вопросы, недопонимание сущности излагаемых вопросов, грубые ошибки в чтении графиков, схем, чертежей;

 неумение применять теоретические знания при решении практических задач, отсутствие навыков в обосновании выдвигаемых предложений и принимаемых решений.

В зависимости от количества вопросов, включенных в экзаменационные билеты, общая оценка выставляется.

При двух вопросах: «отлично», если обе оценки «отлично»;

«хорошо», если обе оценки «хорошо» или одна из оценок «отлично», а вторая «хорошо» или «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если обе оценки «удовлетворительно» или одна из оценок «удовлетворительно», а вторая «хорошо»;

«неудовлетворительно», если хотя бы одна из оценок «неудовлетворительно».

При трех вопросах: «отлично», если все оценки «отлично» или одна из них «хорошо»;

«хорошо», если не более одной оценки «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если две и более оценок «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно», если одна оценка «неудовлетворительно», а остальные не выше чем «удовлетворительно» или две оценки «неудовлетворительно».

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.