2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Математическое и имитационное моделирование_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математическое и имитационное моделирование
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
е.э.н., доцент, Польшакова Н.В.
 
Математическое и имитационное моделирование
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью преподавания дисциплины «Математическое и имитационное моделирование»
1.2
является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по
1.3
применению методов математического (имитационного) управлении и бизнесе. В процессе изучения курса обучающиеся знакомятся со средствами математического моделирования процессов функционирования экономических систем и систем управления, овладевают методами математического моделирования, типовыми этапами моделирования процессов, образующих «цепочку»: построение концептуальной модели и ее формализация – алгоритмизация модели и ее компьютерная реализация – численный эксперимент
1.4
и интерпретация результатов моделирования; навыками реализации моделирующих алгоритмов для исследования характеристик и поведения сложных экономических систем и систем управления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.2
Иметь представление о типовых разработанных математических моделях ,возможностях использования математических моделей в
2.1.3
реальных задачах создания и внедрения информационных систем и навыки построения прикладных математических и имитационных моделей; использования результатов моделирования в практической деятельности
2.1.4
2.1.5
Прикладное программирование
2.1.6
Аппаратные средства автоматизации в агропромышленном комплексе
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Прикладное программирование
2.2.2
Автоматические системы управления в агропромышленном комплексе
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
 
ОПК-1.2: Решает стандартные профессиональные задачи с применением естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования
 
 
 
 
 
 
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
 
ОПК-6.1: Демонстрирует знания основ теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
 
 
 
 
 
ОПК-6.2: Применяет методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
 
ПК-5: Способность использовать знание основных методов искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей образовательных организаций высшего образования, инженеров, технологов
 
ПК-5.1: Использует и применяет основные методы искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
28
28
28
28
Лабораторные
28
28
28
28
Практические
16
16
16
16
Руководство и консультирование
1,5
1,5
1,5
1,5
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
73,85
73,85
73,85
73,85
Сам. работа
106,5
106,5
106,5
106,5
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
216
216
216
216
 
Общая трудоемкость
6 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
216
экзамены 7 курсовые проекты 7
в том числе:
аудиторные занятия
72
самостоятельная работа
106,5
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
введение в математическое моделирование  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

1
7
 
1.2
«Модели линейного программирования»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

1
7
 
1.3
«Двойственная задача линейного программирования»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.4
«Транспортная задача»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.5
«Целочисленное моделирование»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.6
«Нелинейное моделирование»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.7
«Динамическое и стохастическое  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.8
«Методы безусловной оптимизации»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.9
«Имитационное моделирование»   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.10
Проверка статистических

гипотез.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.11
Моделирование дискретных

случайных величин

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.12
Моделирование дискретных

случайных величин

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.13
Моделирование

непрерывных случайных величи

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.14
Моделирование системы

массового обслуживания  /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.15
Среда имитационного

моделирования GPSS World. Общее знакомство

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.16
Основы языка GPSS World.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.17
Язык PLUS и эксперименты

в среде GPSS World

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.18
Имитационное

моделирование непроизводственных систем средствами

GPSS World

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.19
Двойственная задача линейного программирования  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.20
Транспортная задача  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.21
Целочисленное моделирование  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.22
Нелинейное моделирование  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.23
Динамическое и стохастическое моделирование  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.24
Методы безусловной оптимизации  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
7
 
1.25
Имитационное моделирование  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
7
 
1.26
Курсовое проектирование  /РиК/
Л1.1Л2.1Л3.1

1,5
7
 
1.27
самостоятельная работа /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

106,5
7
 
1.28
экзамен /КА/
Л1.1Л2.1Л3.1

0,35
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зализняк В. Е., Золотов О. А.

Введение в математическое моделирование: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Козадаев К. В., Козлова Е. И.

Интеллектуальные информационные системы и технологии
Минск: БГУ, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ситникова, В. В.

Методы экономического анализа и экономико-математическое моделирование в управлении предприятием
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.5
Microsoft Windows XP Professional
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-508
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8  шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет.         Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard  UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
К оценке уровня знаний, умений и владений предъявляются следующие общие требования.

«Отлично»:

 глубокие и твердые знания программного материала учебной дисциплины, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов);

 полные, четкие, логически последовательные, правильные доклады на поставленные вопросы; умение выделять главное и делать выводы;

 умение самостоятельно анализировать факты, события, явления, процессы в их взаимосвязи и диалектическом развитии, обосновывать выдвигаемые предложения и принимаемые решения; применять теоретические знания при решении практических задач;

 безупречное владение приемами работы с оборудованием, программным, техническим и другим обеспечением;

 безошибочное чтение схем, графиков и чертежей.

«Хорошо»:

 достаточно полные и твёрдые знания программного материала учебной дисциплины,

 правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых явлений (процессов);

 последовательные, правильные, конкретные, без существенных неточностей доклады на поставленные вопросы, свободное устранение замечаний о недостаточно полном освещении отдельных положений при постановке дополнительных вопросов;

 умение достаточно полно анализировать факты, события, явления и процессы, применять теоретические знания при решении практических задач; несущественные неточности при обосновании выдвигаемых предложений и принимаемых решений;

 правильное владение приемами работы с оборудованием, программным, техническим и другим обеспечением;

 безошибочное чтение схем, графиков и чертежей.

«Удовлетворительно»:

 знание основного программного материала учебной дисциплины, понимание сущности и взаимосвязи основных рассматриваемых явлений (процессов):

 правильные, без грубых ошибок доклады на поставленные вопросы, несущественные ошибки в чтении графиков, схем, чертежей;

 умение применять теоретические знания к решению основных практических задач, ограниченные навыки в обосновании выдвигаемых предложений и принимаемых решений;

 отдельные неточности или недостаточно четкое выполнение приемов работы на оборудовании.

«Неудовлетворительно»:

 отсутствие знаний значительной части программного материала;

 неправильный доклад хотя бы на один из вопросов, существенные и грубые ошибки в докладах на дополнительные вопросы, недопонимание сущности излагаемых вопросов, грубые ошибки в чтении графиков, схем, чертежей;

 неумение применять теоретические знания при решении практических задач, отсутствие навыков в обосновании

УП: 09.03.03_22_ПИвАПК.plx стр. 8

выдвигаемых предложений и принимаемых решений.

В зависимости от количества вопросов, включенных в экзаменационные билеты, общая оценка выставляется.

При двух вопросах: «отлично», если обе оценки «отлично»;

«хорошо», если обе оценки «хорошо» или одна из оценок «отлично», а вторая «хорошо» или «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если обе оценки «удовлетворительно» или одна из оценок «удовлетворительно», а вторая «хорошо»;

«неудовлетворительно», если хотя бы одна из оценок «неудовлетворительно».

При трех вопросах: «отлично», если все оценки «отлично» или одна из них «хорошо»;

«хорошо», если не более одной оценки «удовлетворительно»;

«удовлетворительно», если две и более оценок «удовлетворительно»;

«неудовлетворительно», если одна оценка «неудовлетворительно», а остальные не выше чем «удовлетворительно» или две оценки «неудовлетворительно».

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.