2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Физические основы нано-электроники_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровой экономики и информационных технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физические основы нано-электроники
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.ф.м.н., доцент, Гришина С.Ю.
 
Физические основы нано-электроники
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровой экономики и информационных технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
- формирование у студентов необходимых знаний основных законов, определяющих физические свойства объектов нанометрового масштаба;
1.2
- ознакомление студентов с основными понятиями, достижениями и перспективами современной наноэлектроники, основными подходами, используемыми в технологии формирования наноструктур.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физика
2.1.2
Математика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Аппаратные средства автоматизации в агропромышленном комплексе
2.2.2
Автоматические системы управления в агропромышленном комплексе
2.2.3
Теория автоматических систем управления
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-7: Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения
 
ОПК-7.1: Осуществляет выбор языков программирования и работы с базами данных, операционные системы и оболочки, современные программные среды разработки информационных систем и технологий
 
 
 
 
 
ОПК-7.2: Применяет языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки информационных систем и технологий для автоматизации бизнес-процессов, решения прикладных задач различных классов, ведения баз данных и информационных хранилищ
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
54
54
54
54
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72,35
72,35
72,35
72,35
Сам. работа
72
72
72
72
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
180
180
180
180
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 5
в том числе:
аудиторные занятия
72
самостоятельная работа
72
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 1. модуль 1. НАНОСТРУКТУРЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

 
1.1
Системы пониженной

размерности. Классификация

низкоразмерных

объектов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
5
 
1.2
/Ср/

4
5
 
 
Раздел 2. Раздел 2. модуль 2. ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ, СТАТИСТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ И ЗОННОЙ ТЕОРИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ

 
2.1
Основы квантовой механики

/Лек/

2
5
 
2.2
Элементы статистической

физики  

/Лек/

2
5
 
2.3
Элементы зонной теории

твердых тел  

/Лек/

2
5
 
2.4
Свойства металлов и

полупроводников  

/Лек/

2
5
 
2.5
Квантовое поведение

электронов в кристалле  

/Лек/

2
5
 
2.6
. Расчеты и оценки

физических величин

квантовой механики и

параметров атома

/Лаб/

4
5
 
2.7
. Расчеты

физических величин и

параметров в статистической физике

/Лаб/

4
5
 
2.8
Расчеты

концентрации собственных

носителей и ширины

запрещенной зоны.  

/Лаб/

4
5
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
2.9
Расчеты

физических величин и

параметров металлов и

полупроводников

/Лаб/

4
5
 
2.10
Эффект Холла  /Лаб/

4
5
 
2.11
Изучение

магнитных свойств

ферромагнетиков

/Лаб/

4
5
 
2.12
Изучение вольт-

амперных характеристик

вакуумного диода

/Лаб/

4
5
 
2.13
Исследование температурной

зависимости сопротивления

проводников

/Лаб/

4
5
 
2.14
Исследование

температурной зависимости

сопротивления

полупроводников

/Лаб/

4
5
 
2.15
Изучение квантового

поведения электронов в

кристалле  

/Лаб/

4
5
 
2.16
Исследование характеристик

солнечных

фотопреобразователей

/Лаб/

4
5
 
2.17
Исследование характеристик

светоизлучающих

диодов

/Лаб/

4
5
 
2.18
/Ср/

56
5
 
 
Раздел 3. Раздел 3. модуль 3. НИЗКОРАЗМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ: СВОЙСТВА, ЯВЛЕНИЯ, ЭФФЕКТЫ

 
3.1
Полупроводниковые

наноструктуры  

/Лек/

2
5
 
3.2
Углеродные наноструктуры.

Теория каналирования в

углеродных нанотрубках

/Лек/

2
5
 
3.3
Магнитные

наноструктуры  

/Лек/

2
5
 
3.4
Полупроводниковые

наноструктуры.  

/Лаб/

2
5
 
3.5
Углеродные

наноструктуры  

/Лаб/

2
5
 
3.6
Магнитные

наноструктуры  

/Лаб/

2
5
 
3.7
/КА/

0,35
5
 
3.8
/Ср/

12
5
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гусев, А. И.

Наноматериалы, наноструктуры, нанотехнологии [Электронный ресурс]
М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009
 
Л1.2
Шпольский Э. В.

Основы квантовой механики и строение электронной оболочки атома
Санкт-Петербург: Лань, 2022
 
Л1.3
Бондарев Б. В., Калашников Н. П., Спирин Г. Г.

Курс общей физики в 3 кн. Книга 3: термодинамика, статистическая физика, строение вещества: учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.4
Бондарев Б. В., Калашников Н. П., Спирин Г. Г.

Курс общей физики в 3 кн. Книга 2: электромагнетизм, оптика, квантовая физика: учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.5
Савельев И. В.

Курс общей физики. В 3-х тт. Том 3. Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Колосько А. Г., Поздняков А. В., Разинова А. А., Макаров Л. М.

Биологические системы (краткий экскурс). Наноструктуры: учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2020
 
Л2.2
Деффейс, К., Деффейс, С., под ред. Л. Н. Патрикеева

Удивительные наноструктуры: пер. с англ.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гришина, С. Ю., Зубова, И. И.

Физика [Электронный ресурс]: учеб. пособие к лабораторному практикуму
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017
 
Л3.2
Гришина, С. Ю., Гольцова, Л. И.

Физика[Электронный ресурс]: учеб. пособие к лабораторному практикуму
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2017
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.3
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-808
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного 
Специализированная мебель: столы 
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный 
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.Специализированная лаборатория: «Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество и магнетизм»
металлические с навесной полкой на 20 посадочных мест, стол компьютерный на 1 посадочное место, столы компьютерные с навесными полками на 2 посадочных места,  доска аудиторная, тумбы, рабочее место преподавателя, столы на 20 посадочных мест;настенные стенды обучающие, макеты обучающие, ЖК-телевизор Samsung UE55ES6907 в к-те с настенным креплением,компьютер Е280 Р4-2800, -мобильный комплект презентационного оборудования в составе: проектор Epson EB-X1, проекционный экран,ноутбук 15,6”/Core i5/4 Гб /500 Гб/Win 8Pro Ac/MS Office 2013 Std Ac графопроектор. Основное учебное оборудование, наглядное тематическое пособия (стенды) и контрольно-измерительное оборудование
Russian Edition 2021 год
 
3-809
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Лаборатория: "Общая физика"
Специализированная мебель: стол металлический с навесной полкой на 20 посадочных мест; доска аудиторная, рабочее место преподавателя, столы на 16 посадочных мест; компьютерный стол на 1 посадочное место, стол компьютерный с навесными полками на 1 посадочное место, настенные стенды обучающие, макеты обучающие, компьютер Е280 Р4-2800, -мобильный комплект презентационного оборудования в составе: проектор Epson EB-X1, проекционный экран,ноутбук 15,6”/Core i5/4 Гб /500 Гб/Win 8Pro Ac/MS Office 2013 Std Ac.  Основное учебное оборудование, наглядное тематическое пособия (стенды) и контрольно-измерительное оборудование
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-810
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Лаборатория «Оптика. Квантовая и атомная физика» 
Специализированная мебель: стол металлический с навесной полкой на 20 посадочных мест, стол компьютерный с навесными полками на 2 посадочных места, тумба, рабочее место преподавателя,  настенные стенды обучающие, макеты 
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
обучающие, телевизор LGCF-21S13 с видеоплеером, 2 компьютера Е280 Р4-2800,  мобильный комплект презентационного оборудования в составе: проектор Epson EB-X1, проекционный экран,ноутбук 15,6”/Core i5/4 Гб /500 Гб/Win 8Pro Ac/MS Office 2013 Std Ac Учебное оборудование
 
3-802
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя

Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.

Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознако-миться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литера-туры. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные занятия;

• практические занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим и лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов; индивидуальных расчетов по методическим указаниям к изучению дисциплины; подготовку к устным опросам, зачету и экзамену и пр.;

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных и интерактивных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую лите-ратуру. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторного практикума являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического и теоретического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (уст-ный опрос). Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные 

 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
задания, выполнение практикующих упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересован-ное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ про-фессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения при-менять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изуче-ние, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и за-чету. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список во-просов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет зада-ний для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив пре-дельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета и/или экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены контактные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объе-ме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоре-тический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, стать-ям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств мас-совой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творче-ски переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изу-чаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан не-обходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная ин-формация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и аттестация

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к контактной работе, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.