МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Финансы, инвестиции и кредит
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_24_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Прока Нина Ивановна
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Д.э.н., профессор кафедры "Финансы, инвестиции и кредит", Зайцев А.Г.
Основы экономической безопасности и финансовой грамотности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
Протокол от 24.02.2022 г. № 8
Зав. кафедрой Кравченко Татьяна Святославовна
Финансы, инвестиции и кредит
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование общей функциональной финансовой грамотности, овладению методами и инструментами финансовых расчетов для решения практических задач.
Формирование знаний об основах экономической безопасности государства, соотношении экономической безопасности государства и безопасности в отдельных секторах национальной экономики (финансовой, инновационной и т.д.) и их роли в формировании целостной концепции безопасности государства.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Модуль: Проектная деятельность
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Модуль: Проектная деятельность
Основы управления персоналом
Статистика и анализ данных
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1: Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
УК-9.2: Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль Зачет
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Экономическая безопасность
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Лек/
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Пр/
Тема 1. Сущность и основные элементы экономической безопасности /Ср/
Раздел 2. Финансовая грамотность
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 2. Расходы. Доходы. Личный бюджет и финансовое планирование /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 3. Расчеты и платежи /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 3. Расчеты и платежи /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 3. Расчеты и платежи /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 5. Кредиты и займы /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 5. Кредиты и займы /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 5. Кредиты и займы /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 6. Фондовые рынки. Валюта /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 7. Страхование /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Пр/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Тема 8. Пенсии. Защита прав потребителей /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.3
Э1 Э2 Э3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов
Айзман Р. И., Новикова Н. О.
Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность: Учебное пособие для вузов
Сычева-Передеро О. В., Секлецова О. В., Корчагина И. В.
Финансовая грамотность: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Алиев У. И., Дыдыкин А. В., Ахмедов Ф. Н., Блохина Т. К., Быстряков А. Я., Голодова Ж. Г., Карпова Д. П., Морозова Е. А., Пилипенко О. И., Карпенко О. А., Чалдаева Л. А.
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник Для СПО
Общая экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов
Экономическое поведение и финансовая грамотность населения: учебное пособие
Екатеринбург: УрГАУ, 2020
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Справочная-правовая система "Гарант"
Справочная-правовая система "Консультант плюс"
Электронно-библиотечная система eLibrary
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academicт OLP версия 8.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель,
доска настенная,
комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук - 1 шт.; экран переносной рулонный на треноге -1 шт., проектор - 1шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий
Специализированная мебель,
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации, групповых и индивидуальных консультаций
доска настенная,
комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук - 1 шт.; экран переносной рулонный на треноге -1 шт., проектор - 1шт.)
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;
ПК - 9 шт.
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Free
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При освоении дисциплины используются следующие виды активной и интерактивной форм обучения для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций: совместное погружение в проблемное поле, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, работа в малых группах, разборы конкретных ситуаций, кейсов и т.д.
Процесс освоения дисциплины предусматривает следующие работы:
1. Контактная работа (аудиторная работа: лекционные, практические (семинарские) занятия)
2. Самостоятельная работа
3. Контрольные мероприятия (промежуточная аттестация)
Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, т.к. при этом обширный материал излагается концентрировано, в логически выдержанной форме, с учетом характера профессиональной деятельности обучаемых. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.
В процессе прослушивания лекций очень важно умение студентов конспектировать наиболее значимые моменты теоретического материала. Конспект помогает внимательнее слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации. При конспектировании лекции также следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии. Рекомендуется в тетради отвести место для словаря, куда в алфавитном порядке вписываются специальные термины и пояснения к ним.
Практические занятия способствуют выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач в процессе совместной деятельности с преподавателями, развитию системного мышления. Если лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, то практические занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания, содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь студентов, позволяют проверить их знания, в связи с чем упражнения, семинары и прочие виды заданий выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.
Для успешной подготовки к практическим занятиям студенту невозможно ограничиться слушанием лекций. Требуется предварительная самостоятельная работа студентов по теме планируемого занятия, т.е. перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач.
Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при выполнении конкретных заданий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к теоретическому материалу, эмпирическим данным, записям лекций, дополнительной литературе. Если студент не справится самостоятельно с выполнением задания, то он может обратиться за консультацией к преподавателю.
В конце практического занятия студенты обсуждают полученные результаты выполнения задания, могут высказать свое мнение по рассматриваемому заданию, предложенному решению и его обоснованию другими студентами, т.е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии подводит преподаватель. Он же дает оценку работы студентов в ходе практического занятия.
Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
Основная цель данного вида занятий состоит в обучении студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом, нормативно-правовыми актами, научной литературой, с ситуационными задачами, развитие способности самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Состав самостоятельной работы:
1. Подготовка к лекционным занятиям: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы и т.д.); составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста и т.д.; работа с конспектом лекции; подготовка вопросов для самостоятельного изучения.
2. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям: работа со справочниками и др. литературой; заполнение рабочей тетради; подготовка мультимедиа презентации и докладов к выступлению на практическом занятии.
3. Подготовка к промежуточной аттестации: повторение всего учебного материала дисциплины; аналитическая обработка
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
текста.
При подготовке к практическим занятиям и контрольным мероприятиям обучающийся в обязательном порядке изучает теоретический материал в соответствии с методическими указаниями по самостоятельной работе и перечнем основной учебной литературы.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.