МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Финансы, инвестиции и кредит
рабочая программа дисциплины (модуля)
Системы искусственного интеллекта
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_24_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Прока Нина Ивановна
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Д.э.н., профессор кафедры "Финансы, инвестиции и кредит", Зайцев Алексей Геннадьевич
Системы искусственного интеллекта
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Кравченко Татьяна Святославовна
Финансы, инвестиции и кредит
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью изучения данной дисциплины является формирование целостного представления о современном состоянии теории и практики построения интеллектуальных систем различного назначения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ПК-2: Способность проектировать информационные системы в соответствии с профилем подготовки
ПК-2.1: Демонстрирует навыки проектирования информационных систем с учётом отраслевой специфики и использования специализированных аппаратных средств
ПК-2.2: Подбирает технические средства для выполнения задач информатизации и автоматизации
ПК-2.3: Использует модели представления данных в геоинформационных системах
ПК-5: Способность использовать знание основных методов искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей образовательных организаций высшего образования, инженеров, технологов
ПК-5.1: Использует и применяет основные методы искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности
ПК-6: Способен выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в области моделирования и анализа сложных естественных и искусственных систем
ПК-6.1: Обладает навыками выявления проблем, моделирования и анализа сложных естественных и искусственных систем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
ПК-4 : Способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
ПК-4 .1: Применяет современные подходы к информатизации при сопровождении технических и технологических средств с учетом отраслевой специфики
ПК-4 .2: Выявляет причину и пути решения нештатных ситуаций в системах автоматического управления технологическими процессами
ПК-4 .3: Осуществляет внедрение, адаптацию и сопровождение программных средств
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Тема 1. Цифровая трансформация в мире и России: глобальные и национальные тренды /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Тема 2. Фронтиры ИИ в свете технологического суверенитета /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Тема 3. Естественный интеллект и его когнитивные модели /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Тема 4. Стадии развития искусственного интеллекта /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Тема 5. Cтандарты и требования к системам ИИ /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Тема 6. Подходы к построению объяснимого ИИ /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Тема 7. Базовые технологии ИИ /Лек/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Цифровая трансформация в мире и России: глобальные и национальные тренды /Пр/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Фронтиры ИИ в свете технологического суверенитета /Пр/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Проблематика и
технологии экспертных
систем. Основы
статистики
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Нейронные сети. Футуризм.
Нейронауки и
нейромаркетинг.
Концепция
сильного
искусственного
интеллекта
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Использование искусственного
интеллекта для
решения задач
обработки и
интерпретации
исследовательски
х данных
/Пр/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Представление задач в пространстве
состояний
/Лаб/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Методы поиска в
пространстве состояний /Лаб/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Сведение задачи к совокупности подзадач /Лаб/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Понимание запросов на
естественном языке в интеллектуальных
системах
/Лаб/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
Семантическая
кластеризация текстов естественного языка на
основе синтаксических
контекстов
существительных
/Ср/
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Остроух А. В., Суркова Н. Е.
Системы искусственного интеллекта: монография
Санкт-Петербург: Лань, 2023
6.1.2. Дополнительная литература
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Антохина Ю. А., Кричевский М. Л., Мартынова Ю. А., Оводенко А. А.
Искусственный интеллект. Инноватика: учеб. пособие
Санкт-Петербург: ГУАП, 2023
6.1.3. Методические разработки
Информатизация общества: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Office 2013 стандарт
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа, курсового проектирования, текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,
стулья на 9 посадочных мест,
рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа, курсового проектирования, текущего контроля и промежуточной аттестации
Общее количество посадочных мест – 9 шт.,
специализированная (учебная) мебель,
рабочие компьютерные станции с выходом в интернет
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8 шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет. Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
ООО "Лаборатория ММИС"
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт.,
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ.
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких
планов-конспектов является одним из необходимых условий допуска обучающегося до сдачи экзамена.
• Подготовка к лабораторному занятиям
В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.
Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.
• Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса
Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на семинарских занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• практические занятия
• устный опрос
• тестирование
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)
• контрольные работы
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В
дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения:
• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.
На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.