2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Системы искусственного интеллекта_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Финансы, инвестиции и кредит
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Системы искусственного интеллекта
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Д.э.н., профессор кафедры "Финансы, инвестиции и кредит", Зайцев Алексей Геннадьевич
 
Системы искусственного интеллекта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от __ __________ 2024 г. № __

Зав. кафедрой Кравченко Татьяна Святославовна

Финансы, инвестиции и кредит
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения данной дисциплины является формирование целостного представления о современном состоянии теории и практики построения интеллектуальных систем различного назначения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способность проектировать информационные системы в соответствии с профилем подготовки
 
ПК-2.1: Демонстрирует навыки проектирования информационных систем с учётом отраслевой специфики и использования специализированных аппаратных средств
 
 
 
 
 
ПК-2.2: Подбирает технические средства для выполнения задач информатизации и автоматизации
 
 
 
 
 
ПК-2.3: Использует модели представления данных в геоинформационных системах
 
 
 
 
 
 
ПК-5: Способность использовать знание основных методов искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности в качестве научных сотрудников, преподавателей образовательных организаций высшего образования, инженеров, технологов
 
ПК-5.1: Использует и применяет основные методы искусственного интеллекта в последующей профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
ПК-6: Способен выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности в области моделирования и анализа сложных естественных и искусственных систем
 
ПК-6.1: Обладает навыками выявления проблем, моделирования и анализа сложных естественных и искусственных систем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
ПК-4 : Способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
 
ПК-4 .1: Применяет современные подходы к информатизации при сопровождении технических и технологических средств с учетом отраслевой специфики
 
 
 
 
 
ПК-4 .2: Выявляет причину и пути решения нештатных ситуаций в системах автоматического управления технологическими процессами
 
 
 
 
 
ПК-4 .3: Осуществляет внедрение, адаптацию и сопровождение программных средств
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
12 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
18
18
18
18
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52,25
52,25
52,25
52,25
Сам. работа
19,75
19,75
19,75
19,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 4
в том числе:
аудиторные занятия
52
самостоятельная работа
19,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Тема 1. Цифровая трансформация в мире и России: глобальные и национальные тренды  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.2
Тема 2. Фронтиры ИИ в свете технологического суверенитета  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.3
Тема 3. Естественный интеллект и его когнитивные модели  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.4
Тема 4. Стадии развития искусственного интеллекта  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.5
Тема 5. Cтандарты и требования к системам ИИ  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.6
Тема 6. Подходы к построению объяснимого ИИ  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.7
Тема 7. Базовые технологии ИИ  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.8
Тема 8. Системы ИИ  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.9
Цифровая трансформация в мире и России: глобальные и национальные тренды  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.10
Фронтиры ИИ в свете технологического суверенитета  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.11
Проблематика и

технологии экспертных

систем. Основы

статистики

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.12
Нейронные сети. Футуризм.

Нейронауки и

нейромаркетинг.

Концепция

сильного

искусственного

интеллекта

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.13
Использование искусственного

интеллекта для

решения задач

обработки и

интерпретации

исследовательски

х данных

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.14
Представление задач в пространстве

состояний

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.15
Методы поиска в

пространстве состояний /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.16
Сведение задачи к совокупности подзадач /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.17
Понимание запросов на

естественном языке в интеллектуальных

системах

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.18
Семантическая

кластеризация текстов естественного языка на

основе синтаксических

контекстов

существительных

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

19,75
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
1.19
Зачет /КЗ/
Л1.1Л2.1Л3.1

0,25
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4 .1 ПК-4 .2 ПК-4 .3 ПК-5.1 ПК-6.1
4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Остроух А. В., Суркова Н. Е.

Системы искусственного интеллекта: монография
Санкт-Петербург: Лань, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Антохина Ю. А., Кричевский М. Л., Мартынова Ю. А., Оводенко А. А.

Искусственный интеллект. Инноватика: учеб. пособие
Санкт-Петербург: ГУАП, 2023
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Украинцев Ю. Д.

Информатизация общества: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.5
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-406
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Общее количество посадочных мест – 9 шт.,

специализированная (учебная) мебель,

рабочие компьютерные станции с выходом в интернет

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-508
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8  шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет.         Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard  UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-806
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт., 
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ. • Самостоятельное изучение теоретического материала. Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий допуска обучающегося до сдачи экзамена. • Подготовка к лабораторному занятиям В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях. • Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий. Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал. Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях. • Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на семинарских занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции • практические занятия • устный опрос • тестирование • самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.) • контрольные работы • консультации преподавателя. Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.
 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Целями проведения практических занятий являются: • установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории; • развитие логического мышления; • умение выбирать оптимальный метод решения: • обучение студентов умению анализировать полученные результаты; • контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса. Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.