2024-2025_08_03_01_24_ПГС_plx_Безопасность жизнедеятельности_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Техносферной безопасности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_24_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.х.н, доцент, Яковлева Е.В.
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 27.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Яковлева Елена Валерьевна

Техносферной безопасности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является приобретение целостного представления о теоретических и практических основах обеспечения таких условий жизни и деятельности человека, при которых с достаточно высокой вероятностью исключается возможность опасных и вредных воздействий на людей и окружающую среду, а в случае возникновения таких воздействий – успешной ликвидации их последствий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физика
2.1.2
Правоведение
2.1.3
Химия
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация строительного производства
2.2.2
Обследование зданий и сооружений
2.2.3
Охрана труда в строительстве
2.2.4
Нормативно-правовая база в строительстве
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Определяет потенциальные опасности для жизнедеятельности и сохранения природной среды
 
 
 
 
 
УК-8.2: Создает и поддерживает комплексную систему мер защиты от опасностей, формируемых конкретной деятельностью для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества
 
 
 
 
 
УК-8.3: Применяет требования и рекомендации по обеспечению безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторные
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,25
22,25
22,25
22,25
Сам. работа
49,75
49,75
49,75
49,75
Итого
72
72
72
72
 
стр. 4
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 3
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 1 Введение в дисциплину. Нормативно-правовое регулирование в области безопасности жизнедеятельности.

 
1.1
Лабораторная работа 1

Оценка радиационной и химической обстановки на плане местности методом прогнозирования

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
1.2
Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Нормы и правила. Инструкции по ОТ. ССБТ, стандарты по безопасности труда, технические регламенты. Объекты регулирования и основные положения.

Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Международное сотрудничество в .области обеспечения безопасности.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
 
Раздел 2. Раздел 2 Чрезвычайные ситуации и методы защиты от них

 
2.1
Лекция 1 . Чрезвычайные ситуации и их классификация /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
2.2
Лабораторная работа 2

Оценка условий труда на производстве

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
стр. 5
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
2.3
Психопатологические последствия чрезвычайной ситуации.

Характеристика факторов  обуславливающих возникновение ЧС.

Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Прогноз основных опасностей и угроз на территории РФ в начале XXI века.

Терроризм и гражданская защита.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
 
Раздел 3. Раздел 3 Терроризм и профилактика экстремизма и терроризма

 
3.1
Лекция 2 Терроризм - угроза безопасности

Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде

Правила поведения населения при террористической и

экстремистской угрозе

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
3.2
Защита населения и территорий при ЧС техногенного характера.

Организация и осуществление радиационного и химического контроля.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.

Организация и проведение АСДНР.

Экономические последствия чрезвычайных ситуаций.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8,75
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
 
Раздел 4. Раздел 4 Опасные и вредные факторы среды обитания

 
4.1
Лекция 3 Опасные и вредные факторы среды обитания, защита человека от них. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
4.2
Негативные факторы производственной, городской и бытовой среды обитания.

Культура безопасности жизнедеятельности.

Основные принципы, методы и средства защиты.

Средства коллективно и индивидуальной защиты.

Анализ техногенных и природных рисков.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
 
стр. 6
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Раздел 5. Раздел 5 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

 
5.1
Лекция 4. Условия труда. Обеспечение комфортных условий на производстве /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
5.2

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля.

Эргономические основы безопасности. Требования к организации рабочего места пользователя компьютерной техники

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
 
Раздел 6. Раздел 6 Оказание первой помощи пострадавшему.

 
6.1
Лекция 5. Организация оказания первой помощи пострадавшему /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
6.2
Лабораторная работа 4

Отработка навыков по оказанию первой помощи пострадавшему в различных ситуациях.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
стр. 7
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
6.3
Общие правила транспортировки пострадавших.

Первая помощь при кровотечениях.

Признаки открытых, закрытых переломов, вывихи.

Правила оказания первой помощи при травмах конечностей.

Первая помощь при переломах костей таза, позвоночника.

Признаки инсульта и первая помощь при инсульте.

Первая помощь при гипер и гипогликемической коме.

Тепловой удар, признаки, первая помощь.

Первая помощь после автодорожного происшествия.

Первая помощь при поражении электрическим током.

Синдром длительного сдавления, принципы оказания первой помощи.

Первая помощь при проникающих ранениях

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

11
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
 
Раздел 7. форма контроля 

 
7.1
зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,25
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Михаилиди, А. М.

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на производстве: учебное пособие для спо
Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021
 
Л1.2
Беляков Г. И.

Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда в 3 т. Том 1: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.3
Белов С. В.

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.4
Курдюмов В. И., Зотов Б. И.

Безопасность жизнедеятельности: проектирование и расчет средств обеспечения безопасности: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
стр. 8
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.5
Каракеян В. И., Никулина И. М.

Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Панова Т. В., Сакович Н. Е.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для бакалавров
Брянск: Брянский ГАУ, 2020
 
Л2.2
Степанова М. Н.

Чрезвычайные ситуации природного характера: практикум: учебное пособие
Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2020
 
Л2.3
Россошанский, В. В., Горбаченко, А. А.

Современный терроризм и его проявления: учебное пособие
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2020
 
Л2.4
Фоменко Е. В., Маторина Ю. Н.

Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
ЭБС издательства «Юрайт»  , неограниченный доступ; 
 
Э2
. ЭБС издательства «Лань»  , неограниченный доступ;
 
Э3
ЭБС «IPRbooks»   неограниченный доступ;
 
Э4
Национальный цифровой ресурс «Руконт»   неограниченный доступ;
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY   неограниченный доступ
 
Э6
Электронный каталог (AИБС «МАРК-SQL»): , неограниченный доступ
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.3
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Kaspersky Free
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
М-5         
Лаборатория безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий  семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. 
Измерительные приборы "Циклон-05М",

Люксмер Аргус-07,

Радиомер Аргус-03,

Люксометр + яркометр,

ТКА-ПКМ модель 02,

Шумомер ОКТАВА-110 А-В 3

Дозиметр- радиометр МКС-АТ1117М с блоком детектирования БДПС -02

Аспиратор сильфонный Ам-5-0059 и индикаторные трубки

Средства индивидуальной защиты

Лаб
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
М-5         
учебная аудитория для

проведения занятий

лекционного типа, занятий семинарского типа

Специализированная мебель, рабочее место преподавателя, доска настенная.  Экран на штативе, проектор, Ноутбук ACER Extensa 5220-050508 СМ530
Лек
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 9
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
 
2-213Б
Аудитория для самостоятельной работы
Специализированная мебель, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ПК – 11 шт.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, курсового проектирования; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального под-тверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого формулируется цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях проводятся предусмотренные рабочей программой мастер-классы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить полученные знания по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой прой-денной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, 

 
стр. 10
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний, обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Индивидуальное задание, выполненное в ходе курсового проектирования, защищается обучающимся перед комиссией, сформированной из преподавателей кафедры.

Текущий контроль и промежуточная аттестация.

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к контактной работе, обучающимся необходимо повторить изученный материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.