2024-2025_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Мотивация и карьерная навигация_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Экономики и менеджмента в АПК
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
МОДУЛЬ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Мотивация и карьерная навигация
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Прока Нина Ивановна
Экономический факультет
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
доктор экономических наук, профессор, Прока Нина Ивановна
 
Мотивация и карьерная навигация
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 29.01.2024 г. № 11

Зав. кафедрой Ловчикова Елена Ионовна

Экономики и менеджмента в АПК
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
овладение основами методологии и методики процесса разработки и организации формирования эффективной
1.2
корпоративной системы мотивации труда персонала и формирование у обучающихся компетенции, позволяющие им управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, способности самостоятельно управлять своей карьерой и временем, ориентироваться в тенденциях и перспективах развития современного рынка труда
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О.33
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Экономика организации
2.1.2
Основы управления персоналом
2.1.3
Общепрофессиональная практика
2.1.4
Современные проблемы агропромышленного комплекса региона
2.1.5
Деловые коммуникации
2.1.6
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория автоматических систем управления
2.2.2
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Учитывает принципы социального, делового и личностного взаимодействия
 
 
 
 
 
УК-3.2: Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
УК-3.3: Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Устанавливает траекторию саморазвития
 
 
 
 
 
УК-6.2: Планирует траекторию своего профессионального развития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
 
 
 
 
УК-6.3: Управляет своим временем в процессе саморазвития
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
39,75
39,75
39,75
39,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 7
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
39,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 1. Корпоративная система мотивации труда персонала

 
1.1
Карьерные мотивы и

ценностные ориентации

персонала /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.2
Виды мотивации. Жизненные

цели и ценности в системе

мотивации  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.3
Современные подходы к

трудовой мотивации. Понятие

и сущность мотивации. Виды

мотивации. Жизненные цели

и ценности в системе

мотивации /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.4
Сущность, структура и

функции мотивации /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.5
Содержательные теории

мотивации и процессуальные теории мотивации /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.6
Мотивация карьеры.

Мотивация как условие

построения успешной

карьеры. Факторы мотивации

карьеры. Мотивационный подход к оценке карьеры. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.7
Формирование

мотивационного механизма на

предприятии  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.8
Методы мотивации труда

персонала /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.9
Технология мотивации.

Воздействие на

мотивационные факторы

внешней и внутренней среды.

Воздействие на мотивацию

факторов внутренней среды.

Воздействие на мотивацию

факторов внешней среды.

Методы мотивации:

административные,

экономические, социальнопсихологические и духовнонравственные.

Административные методы.

Экономические методы.

Социально-психологические и духовно-нравственные

методы /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

5,75
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.10
Управление мотивационным

механизмом /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.11
Формирование

мотивационного механизма в

организациях /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.12
Структуры, ответственные за

эффективную мотивацию на

предприятии. Эффективность

управления мотивацией, ее

формы и методы.

Мотивационные ресурсы в

управлении. Принципы

социального партнерства в

организации труда.

Возможности социальной

политики предприятия.

Оценка эффективности

управления мотивацией.

Издержки на рабочую силу.

Эффект от управления

персоналом и мотивацией

труда. Основные подходы к

оценке управления

мотивацией /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.13
Карьера как процесс и

результат профессионального

развития  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.14
Факторы успешной

карьеры /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.15
Карьерный потенциал

личности. Влияние

личностных качеств

сотрудника на его карьеру.

Карьерный потенциал

личности и его структура.

Диагностика карьерного

потенциала. Карьерные

кризисы и барьеры. Развитие

карьерного потенциала

личности. Оценка

потребности в

профессиональном развитии и

обучении сотрудника /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.16
Развитие карьерного

потенциала личности /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.17
Эффективное управление

временем как условие

карьерного продвижения /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.18
Теоретические аспекты

деловой карьеры персонала.

Карьера в современном мире.

Понятие и сущность карьеры.

Перспективы карьеры как

условие стабилизации

кадрового состава. Цели и

правила ее построения.

Основания типологизации и

виды карьеры.

Характеристики карьеры,

Факторы успешной карьеры.

Жизненный цикл

профессиональной карьеры.

Ее динамичность. Этапы

карьеры. Карьера в разных

странах и организациях /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.19
Мотивация карьеры /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.20
Планирование деловой

карьеры. Карьерограмма /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.21
Понятие, основа управления

карьерой. Процессы

управления карьерой

персонала и ее

мотивационные аспекты.

Карьерная лестница.

Концепции управления

карьерой при

административно-командной

экономике и в переходный к

рыночным отношениям

период. Система управления

карьерным процессом

персонала. Приоритетные

направления развития

системы управления карьерой

персонала. Методы,

принципы и условия

управления деловой

карьерой /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.22
Управление карьерой

персонала /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.23
Формирование кадрового

резерва /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
1.24
Зачет /КЗ/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0,25
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Трапицын С. Ю., Панфилова А. П., Агапова Е. Н., Апевалова З. В., Бавина П. А., Волковицкая Г. А., Жарова М. В., Кисин К. А., Кутыева Э. Р., Петрова О. С., Чурилина И. Н.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.2
Литвинюк А. А.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.3
Лобанова Т. Н.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Родионова Е. А., Доминяк В. И., Жушман Г., Экземпляров М. А.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.2
Пряжников Н. С.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Вишнякова, М.

Управление карьерой: стратегический план развития карьеры
 
Л3.2
Чемезов, И. С., Михеева, М. С.

Управление карьерой персонала торгового центра
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
.ЭБС издательства «Юрайт»
 
Э2
. ЭБС издательства «Лань»
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.5
Kaspersky Free
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2023 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-503
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра большая, доска магнитно-маркерная, проектор - 1шт.; ноутбук - 1 шт.; экран настенный - 1 шт
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-608
учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации, групповых и индивидуальных консультаций
Специализированная мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования: проектор, переносной экран, ноутбук
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
3-406а
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Специализированная мебель;

ПК - 9 шт.

Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Free

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• самостоятельную работу;

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием ак-тивных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучаю-щихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указы-вать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим. Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логиче-ски вполне законченную работу. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изло-жение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопро-вождаться конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического мате-риала (устный опрос). На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, выполнение кейс-заданий, практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. При возник-новении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознако-миться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекцион-ный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничивать-ся только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к матери-алам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разно-образит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизво-дить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемон-стрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практических занятиях способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабаты-ваются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуа-циях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучаю-щиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внима-ние обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осу-ществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы кон-тролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена 

 
стр. 10
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и про-анализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержден-ным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, прово-диться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.

Сценарий изучения дисциплины строится на основе учета нескольких важных моментов:

- большой объем дополнительных источников информации;

- разброс научных концепций, точек зрения и мнений по научным направлениям;

- большой объем теоретического материала, подлежащий рассмотрению;

- ограниченное количество часов контактной работы, отведенное на изучение дисципли-ны.

В связи с названными проблемами обучение строится следующим образом. На лекциях преподаватель дает общую характеристику рассматриваемого вопроса, различные научные кон-цепции или позиции, которые есть по данной теме. Во время лекции рекомендуется составлять конспект, фиксирующий основные положения лекции и ключевые определения по пройденной теме. Во время лекционного занятия необходимо фиксировать все спорные моменты и проблемы, потом обратить внимание при самостоятельном изучении.

При подготовке к практическому занятию обязательно требуется изучение дополнительной литературы по теме занятия. При этом следует учитывать необходимость обязательной аргумен-тации собственной позиции. Во время практических занятий рекомендуется активно участвовать в обсуждении рассматриваемой темы, выступать с подготовленными заранее докладами и презен-тациями.

а) самостоятельное изучение теоретического материала;

б) выполнение домашних заданий;

в) подготовку к отчету по разделам;

г) подготовку к промежуточной аттестации по дисциплине.

Для теоретического и практического усвоения дисциплины большое значение имеет само-стоятельная работа, которая может осуществляться индивидуально и под руководством препода-вателя. Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных тем, дополни-тельную подготовку к каждому практическому занятию.

Самостоятельная работа обучающихся является важной формой образовательного процес-са. Она реализуется непосредственно в процессе контактной работы, в контакте с преподавателем вне рамок расписания, а также в библиотеке, дома, при выполнении учебных и творческих задач. Цель самостоятельной работы с - научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганиза-ции и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна пред-ставлять единство трех взаимосвязанных форм:

1) внеконтактная самостоятельная работа;

2) контактная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным ру-ководством преподавателя;

3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

На каждом этапе самостоятельной работы следует разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной по-становки задачи и выбора цели.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала обучающимися путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам.

На практических занятиях отводится время на самостоятельное решение тестов. По резуль-татам самостоятельного решения тестов выставляется по каждому занятию оценка.

Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием следующих видов контроля:

- входной контроль знаний и умений в начале изучения дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лек-циях, практических занятиях;

- текущий контроль по окончании изучения раздела или раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В процессе изучения дисциплины обучающиеся должны выполнить следующие виды самостоятельной работы:

• самоподготовку к учебным занятиям по конспектам, учебной литературе и с помощью электронных ресурсов (контролируются конспекты и др.);

• выполнение домашних заданий;

• подготовка к контрольному тестированию по темам дисциплины.

Работа с литературой. Овладение методическими приемами работы с литературой - одна из важнейших задач обучающихся. Работа с литературой включает следующие этапы:

1. Предварительное знакомство с содержанием;

2. Углубленное изучение текста с преследованием следующих целей: усвоение основных положений; усвоение фактического материала; логическое обоснование главной мысли и выводов;

3. Составление плана прочитанного текста при необходимости, что необходимо тогда, когда работа не конспектируется, но отдельные положения могут пригодиться на занятиях, при выполнении выпускной квалификационной работы, для участия в научных исследованиях.

4. Составление тезисов.

Подготовка к практическим занятиям. Этот вид самостоятельной работы состоит из не-скольких этапов:

1) повторение изученного материала, для этого используются конспекты лекций, рекомендованная основная и дополнительная литература;

2) углубление знаний по теме, при этом необходимо имеющийся материал в лекциях, учебных пособиях дифференцировать в соответствии с пунктами плана практического занятия. Отдельно выписать неясные вопросы, термины. Лучше это делать 

 
стр. 11
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
на полях конспекта лекции или учебного пособия. Уточнение надо осуществить при помощи справочной литературы (словари, энциклопедические издания и т.д.);

3) составление развернутого плана выступления или проведения расчетов, решения задач, упражнений и т.д.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет обучающимся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повышения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся:

1. Составление плана самостоятельной работы по дисциплине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Обучение методам самостоятельной работы.

4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

5. Контроль над ходом выполнения и результатом самостоятельной работы.

Обучающийся должен знать:

 какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

 какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;

 какая форма контроля и, в какие сроки предусмотрены.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу являются: учебно-методические, учебные пособия и методические указания.

Методические указания для обучающихся при подготовке к практическим занятиям.

Практическое занятие – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входя-щей в состав учебного плана.

При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендация-ми. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозна-ченную как «дополнительная» в представленном списке.

Обучающемуся рекомендуется следующая схема подготовки к практическому занятию:

1. Проработать конспект лекций;

2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

3. Ответить на вопросы плана практического занятия;

4. Выполнить домашнее задание, предусмотренное рабочей программой;

5. Проработать тестовые задания;

6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Методические указания для обучающихся при подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине.

Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к кото-рым относятся: текущая аттестация, экзамен, зачет. Методом аттестации по данной дисциплине является зачет. При подготовке к зачету вначале следует просмотреть весь материал по дисциплине, отметить для себя трудные вопросы, проработать их, еще раз повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.

За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы к зачету.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.