МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
Техносферной безопасности
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_24_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Прока Нина Ивановна
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
к.с.х.н., доцент , Яковлева Е.В.
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
Протокол от 25.01.2024 г. № 6
Зав. кафедрой Яковлева Елена Валерьевна
Техносферной безопасности
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является приобретение целостного представления о теоретических и практических основах обеспечения таких условий жизни и деятельности человека, при которых с достаточно высокой вероятностью исключается возможность опасных и вредных воздействий на людей и окружающую среду, а в случае возникновения таких воздействий – успешной ликвидации их последствий.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту: общая физическая подготовка
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1: Определяет потенциальные опасности для жизнедеятельности и сохранения природной среды
УК-8.2: Создает и поддерживает комплексную систему мер защиты от опасностей, формируемых конкретной деятельностью для сохранения природной среды и обеспечения устойчивого развития общества
УК-8.3: Применяет требования и рекомендации по обеспечению безопасности жизнедеятельности при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа Контроль Зачет
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Введение в дисциплину. Нормативно-правовое регулирование в области безопасности жизнедеятельности.
Лекция 1 Основные понятия и определения в области БЖД. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Лабораторная работа 1
Оценка радиационной и химической обстановки на плане местности методом прогнозирования /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Нормативно-техническая документация: единая, межотраслевая, предприятий и организаций. Нормы и правила. Инструкции по ОТ. ССБТ, стандарты по безопасности труда, технические регламенты. Объекты регулирования и основные положения.
Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Международное сотрудничество в .области обеспечения безопасности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации и методы защиты от них
Лекция 2 . Чрезвычайные ситуации и их классификация /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Лабораторная работа 2 Расчёт параметров зоны действия ядовитых веществ при аварии на химически опасном объекте /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Психопатологические последствия чрезвычайной ситуации.
Характеристика факторов обуславливающих возникновение ЧС.
Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Прогноз основных опасностей и угроз на территории РФ в начале XXI века.
Терроризм и гражданская защита. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Раздел 3. Терроризм и профилактика экстремизма и терроризма
Лекция 3 Терроризм - угроза безопасности
Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде
Правила поведения населения при террористической и
экстремистской угрозе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Лабораторная работа 3
Оценка условий труда на производстве /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Защита населения и территорий при ЧС техногенного характера.
Организация и осуществление радиационного и химического контроля.
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Организация и проведение АСДНР.
Экономические последствия чрезвычайных ситуаций.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Раздел 4. Опасные и вредные факторы среды обитания
Лабораторная работа 4
Обеспечение пожарной безопасности /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля.
Эргономические основы безопасности. Требования к организации рабочего места пользователя компьютерной техники /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Раздел 5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Психофизиологические и эргономические основы безопасности
Лекция 5. Условия труда. Обеспечение комфортных условий на производстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Снижение вредных факторов на рабочем месте /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Негативные факторы производственной, городской и бытовой среды обитания.
Культура безопасности жизнедеятельности.
Основные принципы, методы и средства защиты.
Средства коллективно и индивидуальной защиты.
Анализ техногенных и природных рисков. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Раздел 6. Оказание первой помощи пострадавшему.
Лекция 6. Организация оказания первой помощи пострадавшему /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Лабораторная работа 6
Отработка навыков по оказанию первой помощи пострадавшему в различных ситуациях. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Общие правила транспортировки пострадавших.
Первая помощь при кровотечениях.
Признаки открытых, закрытых переломов, вывихи.
Правила оказания первой помощи при травмах конечностей.
Первая помощь при переломах костей таза, позвоночника.
Признаки инсульта и первая помощь при инсульте.
Первая помощь при гипер и гипогликемической коме.
Тепловой удар, признаки, первая помощь.
Первая помощь после автодорожного происшествия.
Первая помощь при поражении электрическим током.
Синдром длительного сдавления, принципы оказания первой помощи.
Первая помощь при проникающих ранениях
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Курдюмов В. И., Зотов Б. И.
Безопасность жизнедеятельности: проектирование и расчет средств обеспечения безопасности: учебное пособие для вузов
Каракеян В. И., Никулина И. М.
Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Панова Т. В., Сакович Н. Е.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для бакалавров
Брянск: Брянский ГАУ, 2020
Фоменко Е. В., Маторина Ю. Н.
Правовые основы противодействия терроризму. Уголовно-правовой и криминологический аспекты: учебное пособие для вузов
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
ЭБС издательства «Юрайт» , неограниченный доступ; https://biblio-online.ru/ (http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php
ЭБС издательства «Лань» , неограниченный доступ; https://e.lanbook.com/ (http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php
ЭБС «IPRbooks» неограниченный доступ; http://www.iprbookshop.ru/ (http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php
Национальный цифровой ресурс «Руконт» неограниченный доступ; https://rucont.ru/chapter/rucont (http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php
Научная электронная библиотека eLIBRARY неограниченный доступ https://elibrary.ru/defaultx.asp (http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php
Электронный каталог (AИБС «МАРК-SQL»): , неограниченный доступ http://library.orelsau.ru/marcweb/ (http://library.orelsau.ru/els-remote-access-by-subscription.php
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Лаборатория безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Измерительные приборы "Циклон-05М",
Люксмер Аргус-07,
Радиомер Аргус-03,
Люксометр + яркометр,
ТКА-ПКМ модель 02,
Шумомер ОКТАВА-110 А-В 3
Дозиметр- радиометр МКС-АТ1117М с блоком детектирования БДПС -02
Аспиратор сильфонный Ам-5-0059 и индикаторные трубки
Средства индивидуальной защиты
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
учебная аудитория для
проведения занятий
лекционного типа, занятий семинарского типа
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя, доска настенная. Экран на штативе, проектор, Ноутбук ACER Extensa 5220-050508 СМ530
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Аудитория для самостоятельной работы
Специализированная мебель, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ПК – 11 шт.
ООО "Лаборатория ММИС"
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции;
• лабораторные занятия;
• устный опрос;
• тестирование;
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, курсового проектирования; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.
Целями проведения лабораторных занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального под-тверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого формулируется цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях проводятся предусмотренные рабочей программой мастер-классы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.
Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.
Подготовка к учебным занятиям.
В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить полученные знания по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
Выполнение индивидуальных заданий.
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой прой-денной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний, обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Индивидуальное задание, выполненное в ходе курсового проектирования, защищается обучающимся перед комиссией, сформированной из преподавателей кафедры.
Текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к контактной работе, обучающимся необходимо повторить изученный материал.
Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении всех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.