2024-2025_08_03_01_24_ПГС_plx_Основы теплогазоснабжения и вентиляции_Промышленное и гражданское строительство
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы теплогазоснабжения и вентиляции
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
08.03.01_24_ПГС.plx

08.03.01 Строительство

Промышленное и гражданское строительство

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., Доц., Питель Татьяна Семеновна
 
Основы теплогазоснабжения и вентиляции
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 г. № 481)
 
08.03.01 Строительство
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 20.02.2024 г. № 12

Зав. кафедрой Шапорова Ольга Александровна

Эксплуатации, экспертизы и управления недвижимостью
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: формирование у обучающихся методов применения основ проектирования инженерных систем теплогазоснабжения и вентиляции для решения практических задач в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-3: Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-3.1: Выбор метода или методики решения задачи профессиональной деятельности, оценка инженерных условий строительства, выбор мероприятий, направленных на предупреждение процессов (явлений), а также защиту от их последствий
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Выбор объемно-планировочной, конструктивной схемы здания, оценка преимуществ и недостатков выбранной планировочной схемы и конструктивного решения
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Выбор строительных материалов для строительных конструкций (изделий), определение качества строительных материалов на основе экспериментальных исследований их свойств
 
 
 
 
 
 
ОПК-4: Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-4.1: Выбор, выявление основных требований нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве
 
 
 
 
 
ОПК-4.2: Представление информации об объекте капитального строительства по результатам чтения проектно-сметной документации
 
 
 
 
 
ОПК-4.3: Составление распорядительной документации производственного подразделения в профильной сфере профессиональной деятельности и проверка соответствия проектной строительной документации требованиям нормативно-правовых и нормативно-технических документов
 
 
 
 
 
 
ОПК-6: Способен участвовать в проектировании объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в подготовке расчетного и технико-экономического обоснований их проектов, участвовать в подготовке проектной документации, в том числе с использованием средств автоматизированного проектирования и вычислительных программных комплексов
 
ОПК-6.1: Выбор исходных данных, типовых объёмно-планировочных и конструктивных проектных решений, состава и последовательности выполнения работ по проектированию здания (сооружения), технологического оборудования, инженерных систем жизнеобеспечения в соответствии с техническим заданием на проектирование
 
 
 
 
 
ОПК-6.2: Выполнение расчетно-графической части проектной документации здания, инженерных систем, в т.ч. с использованием средств автоматизированного проектирования
 
 
 
 
 
ОПК-6.3: Определение стоимости строительно-монтажных работ на профильном объекте профессиональной деятельности, оценка основных технико-экономических показателей проектных решений профильного объекта профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
14
14
14
14
Практические
12
12
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,25
32,25
32,25
32,25
Сам. работа
75,75
75,75
75,75
75,75
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 6
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
75,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1

 
1.1
Основы теплотехнического расчета.

Теплопередача через многослойную

стенку. Понятие коэффициента

теплопередачи. Влажностный режим

помещений. Уравнение теплового

баланса. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
стр. 5
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
1.2
Системы отопления. Основные понятия.

Классификация систем отопления. Виды

теплоносителей. Требования,

предъявляемые к теплоносителям.

Требования и показатели оценки

качества системы отопления. Водяные и

паровые системы отопления.

Особенности конструирования систем

отопления. Современные системы

отопления. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
1.3
Классификация систем вентиляции.

Приточные и вытяжные системы.

Расчет воздухообменов в помещении.

Определение количества

вентиляционного воздуха. Понятие

кратности воздухообмена. Подбор

активного и сетевого оборудования.

Аэродинамический расчет систем

вентиляции. Подбор

воздухораспределителей. Воздуховоды

систем вентиляции. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 2. Модуль 1

 
2.1
Основы теплотехнического расчета.

Теплопередача через многослойную стенку.

Понятие коэффициента теплопередачи.

Влажностный режим помещений. Уравнение

теплового баланса. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
2.2
Системы отопления. Основные понятия.

Классификация систем отопления. Виды

теплоносителей. Требования, предъявляемые

к теплоносителям. Требования и показатели

оценки качества системы отопления.

Водяные и паровые системы отопления.

Особенности конструирования систем

отопления. Современные системы отопления. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
стр. 6
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
2.3
Системы кондиционирования.

Классификация кондиционеров. Расчет

тепловой мощности для подбора

кондиционеров. Бытовые сплит-системы.

Подбор дренажных трубопроводов.

Размещение кондиционеров в здании. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
2.4
Классификация систем вентиляции.

Приточные и вытяжные системы. Расчет

воздухообменов в помещении. Определение

количества вентиляционного воздуха.

Понятие кратности воздухообмена. Подбор

активного и сетевого оборудования.

Аэродинамический расчет систем

вентиляции. Подбор

воздухораспределителей. Воздуховоды

систем вентиляции. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 3. Модуль 1

 
3.1
Системы отопления. Основные понятия.

Классификация систем отопления. Виды

теплоносителей. Требования, предъявляемые

к теплоносителям. Требования и показатели

оценки качества системы отопления.

Водяные и паровые системы отопления.

Особенности конструирования систем

отопления. Современные системы отопления. /Лаб/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
3.2
Классификация систем вентиляции.

Приточные и вытяжные системы. Расчет

воздухообменов в помещении. Определение

количества вентиляционного воздуха.

Понятие кратности воздухообмена. Подбор

активного и сетевого оборудования.

Аэродинамический расчет систем

вентиляции. Подбор

воздухораспределителей. Воздуховоды

систем вентиляции. /Лаб/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
стр. 7
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
3.3
Основы теплотехнического расчета.

Теплопередача через многослойную стенку.

Понятие коэффициента теплопередачи.

Влажностный режим помещений. Уравнение

теплового баланса. /Лаб/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 4. Модуль 1

 
4.1
/Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

28
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 5. Модуль 2

 
5.1
Системы кондиционирования.

Классификация кондиционеров. Расчет

тепловой мощности для подбора

кондиционеров. Бытовые сплит-

системы. Подбор дренажных

трубопроводов. Размещение

кондиционеров в здании. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
5.2
Классификация систем

теплоснабжения. Прокладка тепловых

сетей. Автономное и централизованное

теплоснабжение. Детали

трубопроводов тепловых сетей. Типы

опор. Компенсация тепловых удлинений.

Регулирование отпуска тепла.

Качественное и количественное

регулирование. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
5.3
Состав газообразного топлива. Физико-

химические и теплотехнические

характеристики газового топлива.

Классификация газообразного топлива.

Требования к качеству природного газа

для коммунально-бытового потребления.

Определение свойств газообразного

топлива. Процесс бурения. Устройство

газовой скважины. Схема

транспортирования газа от скважин до

городских потребителей. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 6. Модуль 2

 
стр. 8
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
6.1
Классификация систем теплоснабжения.

Прокладка тепловых сетей. Автономное и

централизованное теплоснабжение. Детали

трубопроводов тепловых сетей. Типы опор.

Компенсация тепловых удлинений.

Регулирование отпуска тепла. Качественное

и количественное регулирование. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
6.2
Состав газообразного топлива. Физико-

химические и теплотехнические

характеристики газового топлива.

Классификация газообразного топлива.

Требования к качеству природного газа для

коммунально-бытового потребления.

Определение свойств газообразного топлива.

Процесс бурения. Устройство газовой

скважины. Схема транспортирования газа от

скважин до городских потребителей. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 7. Модуль 2

 
7.1
Системы кондиционирования.

Классификация кондиционеров. Расчет

тепловой мощности для подбора

кондиционеров. Бытовые сплит-системы.

Подбор дренажных трубопроводов.

Размещение кондиционеров в здании. /Лаб/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
7.2
Классификация систем теплоснабжения.

Прокладка тепловых сетей. Автономное и

централизованное теплоснабжение. Детали

трубопроводов тепловых сетей. Типы опор.

Компенсация тепловых удлинений.

Регулирование отпуска тепла. Качественное

и количественное регулирование. /Лаб/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
стр. 9
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
7.3
Состав газообразного топлива. Физико-

химические и теплотехнические

характеристики газового топлива.

Классификация газообразного топлива.

Требования к качеству природного газа для

коммунально-бытового потребления.

Определение свойств газообразного топлива.

Процесс бурения. Устройство газовой

скважины. Схема транспортирования газа от

скважин до городских потребителей. /Лаб/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 8. Модуль 2

 
8.1
/Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

47,75
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
 
Раздел 9. 

 
9.1
/КЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0,25
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
6
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шамаров М. В., Беззаботов Ю. С.

Проектирование и эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха: учебное пособие
Краснодар: КубГТУ, 2021
 
Л1.2
Воронова Л. А., Горячкин Н. Б., Селиванов А. С.

Теплогазоснабжение и вентиляция: учебное пособие для бакалавров направления «строительство» профиля «экспертиза и управление недвижимостью»
Москва: РУТ (МИИТ), 2020
 
стр. 10
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Толстых А. В., Дорошенко Ю. Н., Пенявский В. В.

Автоматизированное проектирование систем отопления и вентиляции: учебное пособие
Томск: ТГАСУ, 2021
 
Л2.2
Илюхин, К. Н., Афонин, К. В., Афонина, О. А., Пульдас, Л. А.

Отопление и вентиляция (Основы теплогазоснабжения и вентиляции): учебное пособие
Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1

Проектирование системы отопления: методические указания
Ижевск: Ижевская ГСХА, 2020
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Полнотекстовые базы данных и ресурсы, доступ к которым обеспечен из кампусной сети ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина
 
Э2
Научная электронная библиотека. «КиберЛенинка».
 
Э3
Электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
Э4
ЭБС «ТД ЮРАЙТ»
 
Э5
Техэксперт. Профессиональная справочная система
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
ИСИ-303
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации:
Стулья, столы на 50 посадочных мест, доска настенная, кафедра, рабочее место преподавателя:

- Ноутбук;

- Рулонный настенный экран;

- Кабели коммутации;

- Колонки;

- Проектор.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2013 стандарт

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron (Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
Лаб
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-204
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и 
Рабочее место обучающегося в количестве 9 единиц в составе: Специализированная мебель, ПЭВМ Flextron 
Пр
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8

Kaspersky Endpoint Security для 

 
стр. 11
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
промежуточной аттестации
(Ci5/8Гб/1000Гб/DWD-RW/450W), монитор Samsung S-22C450B, с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, доска настенная
бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• лабораторные занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к лабораторным занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, курсового проектирования; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое лабораторное занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого формулируется цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На лабораторных занятиях проводятся предусмотренные рабочей программой мастер-классы, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить полученные знания по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, 

 
стр. 12
УП: 08.03.01_24_ПГС.plx
 
ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Индивидуальное задание, выполненное в ходе курсового проектирования, защищается обучающимся перед комиссией, сформированной из преподавателей кафедры.

Промежуточный контроль и аттестация.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.