2025-2026_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Операционные системы_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Операционные системы
______________ 2024 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., доц., Польшакова Н.В.
 
Операционные системы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.02.2024 протокол № 7.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № №6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины "Операционные системы":
1.2
1 Обеспечить студентов базовыми знаниями принципов построения и использования современных операционных систем.
1.3
2 Заложить основы для последующих курсов, посвященных созданию современных информационных систем.
1.4
3 Познакомить студентов с современными реализациями операционных систем.
1.5
4 Обучить студентов применению современных операционных систем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы в АПК
2.1.2
Информационные технологии и программирование
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Математика
2.1.5
Алгоритмизация и программирование
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Модуль: Проектная деятельность
2.2.2
Проектирование информационных систем
2.2.3
Программирование информационных систем
2.2.4
Программная инженерия
2.2.5
Производственная практика
2.2.6
Эксплуатационная практика
2.2.7
Прикладное программирование
2.2.8
Проектный практикум
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Разработка мобильных приложений
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-5: Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
 
ОПК-5.1: Знает основы системного администрирования, администрирования СУБД, современные стандарты информационного взаимодействия систем
 
 сущность этапы эволюции программного обеспечения и операционных систем, их

функциональную и структурную организацию, основные подсистемы и компоненты, используемые для

управления как локальными, так и разделяемыми сетевыми ресурсами;

 базовые концепции и механизмы управления локальными ресурсами вычислительной системы:

процессором, оперативной памятью, внешними устройствами, данными и программами; возможности

операционной системы по организации рационального использования всех ее аппаратных и

информационных ресурсов;

 
выполнять основные операции, связанные с инсталляцией и конфигурированием операционных
 
навыками работы в современных операционных системах;
 
 
ОПК-5.2: Выполняет параметрическую настройку информационных и автоматизированных систем
 
 возможности операционной системы выполнять приложения, написанные для других

операционных систем, механизмы обеспечения переносимости прикладных решений; методы создания

приложений, использующих системные ресурсы компьютера и системные функции, реализуемые

операционной системой, на базе стандартных интерфейсов прикладного программирования;

 алгоритмы планирования и диспетчеризации, применяемые в системах пакетной обработки

данных, разделения времени и реального времени; различные схемы реализации механизма прерываний

и его роль в организации вычислительного процесса;

 
осуществлять различные функции управления оборудованием и прикладными программами в

среде операционной системы;

 
основными методами, способами и средствами получения, хранения и обработки данных с

использованием операционных систем;

 
 
ОПК-5.3: Демонстрирует навыки инсталляции программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
 
средства аппаратной поддержки режима мультипрограммирования, реализованные в

микропроцессорах семейства Pentium, особенности функционирования системы прерываний в реальном

и защищенном режимах его работы; механизмы реализации различных способов организации

 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
виртуальной памяти;

 основные понятия и проблемы, характерные для параллельных процессов, базовые механизмы

синхронизации взаимодействующих вычислительных процессов и методы организации корректного

обмена сообщениями между ними; методы моделирования информационных потоков для определения

условий возникновения одной из самых серьезных и трудноразрешимых проблем, возникающих при

разработке мультипрограммных систем, - проблемы тупиков и основные подходы при борьбе с ними;

 
разрабатывать алгоритмы и программы их реализации для выполнения различных операций по

управлению оборудованием компьютера и организации вычислительного процесса

 
знаниями, необходимыми для установки и конфигурирования операционных систем.
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
24
26
24
Лабораторно-практические занятия
28
28
Контактная работа Контроль
0,2
0,35
0,2
0,35
Итого ауд.
54
60
54
60
Кoнтактная рабoта
54,2
60,35
54,2
60,35
Сам. работа
90
84
90
84
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
180
180,15
180
180,15
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 5
в том числе:
аудиторные занятия
54
самостоятельная работа
90
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.1
Системные вызовы ввода/вывода. Файлы.

• Понятие файла в Unix

• Системный вызов open(2)

• Системные вызовы read/readv, write/writev,

• Системный вызов lseek

• Разреженные файлы

• Вызовы fsync, dup, fcntl

• Мультиплексирование ввода/вывода (select/poll)

• Отображение файлов на память. /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.2
Среда исполнения.

• Ядро и пользовательское

окружение (userland)

• Различие между функцией

и системным вызовом

• Статическая и

динамическая сборка

• Структура

пользовательского адресного

пространства в Solaris x86 и

x64

• Атрибуты процесса

(uid/gid, euid/egid, pid, pgid,

sid, get/setrlimit)

• Переменные среды /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.3
Аутентификация и авторизация

• Модели управления правами доступа: ACL, роли,

полномочия

• Принцип минимума привилегий.

• Традиционные права доступа Unix как ACL

фиксированной структуры. Кольца доступа.

• ACL произвольного вида

• UID как полномочие (capability). Аутентификация по

токену в Win32

• Парольная аутентификация

• Аутентификация запрос- ответ (CHAP). Протокол

ssh. Сетевые БД учетных записей

• Схема Нидхама-Шредера. Kerberos.

• Использование шифрования с открытым ключом. PKI. /Лек

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.4
Виртуальная память

• Страничная и сегментная виртуальная память.

• Страничная подкачка. Использование подкачки для

реализации mmap

• Алгоритмы поиска жертвы при страничной подкачке

• Копирование при записи и его использование для реализации fork /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.5
Управление памятью

• malloc/free

• alloca и динамические массивы C99  /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.6
Виртуальная память

• Страничная и сегментная виртуальная память.

• Страничная подкачка. Использование подкачки для

реализации mmap

• Алгоритмы поиска жертвы при страничной подкачке

• Копирование при записи и его использование для реализации fork /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.7
Управление памятью

• malloc/free

• alloca и динамические массивы C99  /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
5
 
1.8
Файловые системы

• Понятие блочного устройства.

• Проблема отображения имен на адреса. Понятие каталога.

• Простые ФС: tar, RT-11, ISO9660

• FAT

• Файловые системы с инодами (метафайлом). Обзор

структур ufs/ext3, NTFS, ext4

• Восстановление целостности после сбоя.

• Журнальные файловые системы

• Файловые системы с копированием при записи:

NetApp WAFL, ZFS /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.9
Управление файлами и каталогами

• Атрибуты файла. Системный вызов stat

• Традиционные права доступа Unix

• setuid

• БД учетных записей. Функции etpwent/getpwnam/getpwuid

• Чтение содержимого каталога. Библиотечные функции  opendir/readdir

• Жесткие и символические ссылки

• Удаление и переименование файла /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.10
Создание процессов и исполнение программ

• Системные вызовы fork и exec

• Статус завершения процесса. Понятие зомби

• Системные вызовы wait, waitid, waitpid

• Функции dlopen и dlsym /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.11
Планировщики

• Кооперативный планировщик

• Вытесняющий планировщик

• Планировщики с приоритетами

• Динамические приоритеты в ОС разделенного времени

• Справедливые планировщики  /Лек/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.12
Синхронизация доступа к

разделяемой памяти при

помощи семафоров и мутексов

Posix

• Использование mmap с

флагом MAP_SHARED

• Мутексы POSIX

• Семафоры-счетчики

POSIX  /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.13
Сигналы

• Традиционные

(ненадежные) сигналы в ОС

семейства Unix

• Обработка сигнала

• Генерация

сигналов. Будильники,

системный вызов kill

• Функции setjmp/longjmp

• Маска сигналов  /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.14
Трубы и сокеты

• Неименованные трубы

• Именованные трубы

• Unix domain sockets

• Сокеты TCP /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.15
Критические секции и синхронизация

• Введение в проблему. Определение критической секции. Флаговая переменная как простейшая

критическая секция

• Алгоритм Деккера

• CAS и спинлок

• Атомарные примитивы (атомарный инкремент и др.)

• Полная и частичная сериализация и ее влияние на производительность

• Семафоры и семафороподобные примитивы

• Реентерабельные функции и thread-safe API

• Мертвые и живые блокировки

• Инверсия приоритета /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.16
Терминальный ввод-вывод

• Терминальные устройства

в Unix. Физические

терминалы. Псевдотерминалы.

• Стандартизованный

интерфейс для управления

терминальным

интерфейсом. tcgetattr/tscetattr

• Канонический и

неканонический режимы

• Управление заданиями /Лаб

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.17
Гармонически взаимодействующие процессы

• Понятие гармонически взаимодействующих процессов

• Примитивы гармонического взаимодействия: буферизованные (трубы и очереди сообщений) и небуферизованные (линки и рандеву языка Ada)

• Реализация произвольного доступа к данным в рамках гармонического взаимодействия. Языки запросов.

• Использование буферизованных примитивов для обхода инверсии приоритета.  /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.18
Мультиплексирование ввода- вывода и асинхронный вводвывод.

• Использование select/poll с

несколькими устройствами и

сетевыми соединениями

• Асинхронный ввод/вывод с ожиданием

• Надежные сигналы

• Асинхронный ввод-вывод с оповещением

сигналами. Стратегическая функция /Лаб/

/Лаб/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.19
Гармонически взаимодействующие процессы

• Понятие гармонически взаимодействующих процессов

• Примитивы гармонического взаимодействия:

буферизованные (трубы и очереди сообщений) и небуферизованные (линки и рандеву языка Ada)

• Реализация произвольного доступа к данным в рамках гармонического взаимодействия. Языки запросов.

• Использование буферизованных примитивов для обхода инверсии приоритета.  /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.20
Драйверы устройств

• Понятие драйвера и псевдоустройства

• Интерфейс драйвера в традиционных ОС семейства Unix. Блочные и символьные устройства. Идеология “Всё - файл”. Ioctl. Терминальный интерфейс Unix как пример: провала идеологии “всё - файл” и терминальные ioctl как

пример попытки обхода этого провала.

• Альтернативные подходы к построению интерфейса драйверов. Обзор Windows Driver Model. /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.21
Событийно-ориентированные архитектуры.

• Голливудский принцип (“не звоните нам, вы вам позвоним”)

• Применения событийно- ориентированных архитектур: графические интерфейсы, подсистема ввода-вывода, сетевые серверы.

• Преимущества событийно- ориентированной

архитектуры перед пулами потоков.

• Недостатки событийно- ориентированной архитектуры /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.22
Виртуальные машины

• Контейнерная виртуализация: зоны Solaris, VPS OpenVZ/Virtuozzo

• Теорема Попека/Голдберга. VM/370

• Подходы к реализации VM на машинах, не

соответствующих теореме Попека/Голдберга. Паравиртуализация. Покомандная эмуляция. Jit- компиляция.

• Аппаратная поддержка виртуализации на современных x86  /Лек/

/Лек/

Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.23
/Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

84
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
1.24
/КА/ /КА/
Л1.1 Л1.3 Л1.2Л2.1 Л2.2

0,35
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зайцев Е. И., Халабия Р. Ф.

Операционные системы
Москва: РТУ МИРЭА, 2021
 
Л1.2
Кузьмич, Р. И., Пупков, А. Н., Корпачева, Л. Н.

Операционные системы: учебное пособие
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018
 
стр. 10
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Кобылянский, В. Г.

Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гостев И. М.

Операционные системы: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.2
Помыткина Т.Б.

Базы данных и операционные системы для специалитета: учебный практикум
СПГУ, 2020
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Министерство науки и высшего образования РФ
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-406
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Общее количество посадочных мест – 9 шт.,

специализированная (учебная) мебель,

рабочие компьютерные станции с выходом в интернет

Лаб
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-508
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8  шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет.         Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard  UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. 
Лаб
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 11
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
 
3-806
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт., Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
Лаб
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-802
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя

Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.

Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя

Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-809
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Лаборатория: "Общая физика"
Специализированная мебель: стол металлический с навесной полкой на 20 посадочных мест; доска аудиторная, рабочее место преподавателя, столы на 16 посадочных мест; компьютерный стол на 1 посадочное место, стол компьютерный с навесными полками на 1 посадочное место, настенные стенды обучающие, макеты обучающие, компьютер Е280 Р4-2800, -мобильный комплект презентационного оборудования в составе: проектор Epson EB-X1, проекционный экран,ноутбук 15,6”/Core i5/4 Гб /500 Гб/Win 8Pro Ac/MS Office 2013 Std Ac.  Основное учебное оборудование, наглядное тематическое пособия (стенды) и контрольно-измерительное оборудование
Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-810
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Лаборатория «Оптика. Квантовая и атомная физика» 
Специализированная мебель: стол металлический с навесной полкой на 20 посадочных мест, стол компьютерный с навесными полками на 2 посадочных места, тумба, рабочее место преподавателя,  настенные стенды обучающие, макеты обучающие, телевизор LGCF-21S13 с видеоплеером, 2 
Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 12
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
компьютера Е280 Р4-2800,  мобильный комплект презентационного оборудования в составе: проектор Epson EB-X1, проекционный экран,ноутбук 15,6”/Core i5/4 Гб /500 Гб/Win 8Pro Ac/MS Office 2013 Std Ac Учебное оборудование
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий, занести в свою рабочую тетрадь темы и сроки проведения семинаров, написания учебных и творческих работ.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий  допуска обучающегося до сдачи экзамена.

• Подготовка к лабораторному занятиям

В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

• Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса

Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на семинарских занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• устный опрос

• тестирование

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)

• контрольные работы

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

 
стр. 13
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения:

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.