09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
функциональную и структурную организацию, основные подсистемы и компоненты, используемые для
управления как локальными, так и разделяемыми сетевыми ресурсами;
базовые концепции и механизмы управления локальными ресурсами вычислительной системы:
процессором, оперативной памятью, внешними устройствами, данными и программами; возможности
операционной системы по организации рационального использования всех ее аппаратных и
информационных ресурсов;
операционных систем, механизмы обеспечения переносимости прикладных решений; методы создания
приложений, использующих системные ресурсы компьютера и системные функции, реализуемые
операционной системой, на базе стандартных интерфейсов прикладного программирования;
алгоритмы планирования и диспетчеризации, применяемые в системах пакетной обработки
данных, разделения времени и реального времени; различные схемы реализации механизма прерываний
и его роль в организации вычислительного процесса;
среде операционной системы;
использованием операционных систем;
микропроцессорах семейства Pentium, особенности функционирования системы прерываний в реальном
и защищенном режимах его работы; механизмы реализации различных способов организации
основные понятия и проблемы, характерные для параллельных процессов, базовые механизмы
синхронизации взаимодействующих вычислительных процессов и методы организации корректного
обмена сообщениями между ними; методы моделирования информационных потоков для определения
условий возникновения одной из самых серьезных и трудноразрешимых проблем, возникающих при
разработке мультипрограммных систем, - проблемы тупиков и основные подходы при борьбе с ними;
управлению оборудованием компьютера и организации вычислительного процесса
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
ции
ракт.
• Понятие файла в Unix
• Системный вызов open(2)
• Системные вызовы read/readv, write/writev,
• Системный вызов lseek
• Разреженные файлы
• Вызовы fsync, dup, fcntl
• Мультиплексирование ввода/вывода (select/poll)
• Отображение файлов на память. /Лек/
/Лек/
• Ядро и пользовательское
окружение (userland)
• Различие между функцией
и системным вызовом
• Статическая и
динамическая сборка
• Структура
пользовательского адресного
пространства в Solaris x86 и
x64
• Атрибуты процесса
(uid/gid, euid/egid, pid, pgid,
sid, get/setrlimit)
• Переменные среды /Лаб/
/Лаб/
• Модели управления правами доступа: ACL, роли,
полномочия
• Принцип минимума привилегий.
• Традиционные права доступа Unix как ACL
фиксированной структуры. Кольца доступа.
• ACL произвольного вида
• UID как полномочие (capability). Аутентификация по
токену в Win32
• Парольная аутентификация
• Аутентификация запрос- ответ (CHAP). Протокол
ssh. Сетевые БД учетных записей
• Схема Нидхама-Шредера. Kerberos.
• Использование шифрования с открытым ключом. PKI. /Лек
/Лек/
• Страничная и сегментная виртуальная память.
• Страничная подкачка. Использование подкачки для
реализации mmap
• Алгоритмы поиска жертвы при страничной подкачке
• Копирование при записи и его использование для реализации fork /Лек/
/Лек/
• malloc/free
• alloca и динамические массивы C99 /Лаб/
/Лаб/
• Страничная и сегментная виртуальная память.
• Страничная подкачка. Использование подкачки для
реализации mmap
• Алгоритмы поиска жертвы при страничной подкачке
• Копирование при записи и его использование для реализации fork /Лек/
/Лек/
• malloc/free
• alloca и динамические массивы C99 /Лаб/
/Лаб/
• Понятие блочного устройства.
• Проблема отображения имен на адреса. Понятие каталога.
• Простые ФС: tar, RT-11, ISO9660
• FAT
• Файловые системы с инодами (метафайлом). Обзор
структур ufs/ext3, NTFS, ext4
• Восстановление целостности после сбоя.
• Журнальные файловые системы
• Файловые системы с копированием при записи:
NetApp WAFL, ZFS /Лаб/
/Лаб/
• Атрибуты файла. Системный вызов stat
• Традиционные права доступа Unix
• setuid
• БД учетных записей. Функции etpwent/getpwnam/getpwuid
• Чтение содержимого каталога. Библиотечные функции opendir/readdir
• Жесткие и символические ссылки
• Удаление и переименование файла /Лаб/
/Лаб/
• Системные вызовы fork и exec
• Статус завершения процесса. Понятие зомби
• Системные вызовы wait, waitid, waitpid
• Функции dlopen и dlsym /Лаб/
/Лаб/
• Кооперативный планировщик
• Вытесняющий планировщик
• Планировщики с приоритетами
• Динамические приоритеты в ОС разделенного времени
• Справедливые планировщики /Лек/
/Лаб/
разделяемой памяти при
помощи семафоров и мутексов
Posix
• Использование mmap с
флагом MAP_SHARED
• Мутексы POSIX
• Семафоры-счетчики
POSIX /Лаб/
/Лаб/
• Традиционные
(ненадежные) сигналы в ОС
семейства Unix
• Обработка сигнала
• Генерация
сигналов. Будильники,
системный вызов kill
• Функции setjmp/longjmp
• Маска сигналов /Лаб/
/Лаб/
• Неименованные трубы
• Именованные трубы
• Unix domain sockets
• Сокеты TCP /Лаб/
/Лаб/
• Введение в проблему. Определение критической секции. Флаговая переменная как простейшая
критическая секция
• Алгоритм Деккера
• CAS и спинлок
• Атомарные примитивы (атомарный инкремент и др.)
• Полная и частичная сериализация и ее влияние на производительность
• Семафоры и семафороподобные примитивы
• Реентерабельные функции и thread-safe API
• Мертвые и живые блокировки
• Инверсия приоритета /Лек/
/Лек/
• Терминальные устройства
в Unix. Физические
терминалы. Псевдотерминалы.
• Стандартизованный
интерфейс для управления
терминальным
интерфейсом. tcgetattr/tscetattr
• Канонический и
неканонический режимы
• Управление заданиями /Лаб
/Лаб/
• Понятие гармонически взаимодействующих процессов
• Примитивы гармонического взаимодействия: буферизованные (трубы и очереди сообщений) и небуферизованные (линки и рандеву языка Ada)
• Реализация произвольного доступа к данным в рамках гармонического взаимодействия. Языки запросов.
• Использование буферизованных примитивов для обхода инверсии приоритета. /Лек/
/Лек/
• Использование select/poll с
несколькими устройствами и
сетевыми соединениями
• Асинхронный ввод/вывод с ожиданием
• Надежные сигналы
• Асинхронный ввод-вывод с оповещением
сигналами. Стратегическая функция /Лаб/
/Лаб/
• Понятие гармонически взаимодействующих процессов
• Примитивы гармонического взаимодействия:
буферизованные (трубы и очереди сообщений) и небуферизованные (линки и рандеву языка Ada)
• Реализация произвольного доступа к данным в рамках гармонического взаимодействия. Языки запросов.
• Использование буферизованных примитивов для обхода инверсии приоритета. /Лек/
/Лек/
• Понятие драйвера и псевдоустройства
• Интерфейс драйвера в традиционных ОС семейства Unix. Блочные и символьные устройства. Идеология “Всё - файл”. Ioctl. Терминальный интерфейс Unix как пример: провала идеологии “всё - файл” и терминальные ioctl как
пример попытки обхода этого провала.
• Альтернативные подходы к построению интерфейса драйверов. Обзор Windows Driver Model. /Лек/
/Лек/
• Голливудский принцип (“не звоните нам, вы вам позвоним”)
• Применения событийно- ориентированных архитектур: графические интерфейсы, подсистема ввода-вывода, сетевые серверы.
• Преимущества событийно- ориентированной
архитектуры перед пулами потоков.
• Недостатки событийно- ориентированной архитектуры /Лек/
/Лек/
• Контейнерная виртуализация: зоны Solaris, VPS OpenVZ/Virtuozzo
• Теорема Попека/Голдберга. VM/370
• Подходы к реализации VM на машинах, не
соответствующих теореме Попека/Голдберга. Паравиртуализация. Покомандная эмуляция. Jit- компиляция.
• Аппаратная поддержка виртуализации на современных x86 /Лек/
/Лек/
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
стулья на 9 посадочных мест,
рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
стулья на 9 посадочных мест,
рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
специализированная (учебная) мебель,
рабочие компьютерные станции с выходом в интернет
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
ООО "Лаборатория ММИС"
ООО "Лаборатория ММИС"
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.
Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий допуска обучающегося до сдачи экзамена.
• Подготовка к лабораторному занятиям
В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.
Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.
• Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса
Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на семинарских занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• практические занятия
• устный опрос
• тестирование
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)
• контрольные работы
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения:
• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.
На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
http://cab.orelsau.ru