МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория систем и системный анализ
Декан факультета/директор института (колледжа)
09.03.03_24_ПИвАПК.plx
09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
к.э.н., доцент, Волобуева Татьяна Александровна
Теория систем и системный анализ
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
09.03.03 Прикладная информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель дисциплины – получение устойчивых и современных знаний студентов в области фундаментальных теоретических основ системного анализа, приобретение навыков творческого использования
теоретических знаний в практической деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Математика; Алгоритмизация и программирование
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Информационные системы в АПК; Операционные системы; Проектирование информационных систем; Аппаратные средства автоматизации в агропромышленном комплексе; Дискретная математика; Программирование информационных систем
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1: Выполняет поиск необходимой информации для решения поставленной задачи
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
ОПК-6.2: Применяет методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы теории систем и системного анализа
Предмет, задачи и структура
дисциплины. Основы теории систем /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Предмет, задачи и структура
дисциплины. Основы теории систем /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Структурное и функциональное
моделирование систем /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Структурное и функциональное
моделирование систем /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Внешняя среда и управление системами /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Внешняя среда и управление системами /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Моделирование систем /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Моделирование систем /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 2. Раздел 2. Методы исследования
систем
Понятие оптимизационной
модели. Многокритериальная
оптимизация /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Понятие оптимизационной
модели. Многокритериальная
оптимизация /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Линейное программирование /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Линейное программирование /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Транспортная задача /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Транспортная задача /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Л1.1Л2.1Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Волкова В. Н., Денисов А. А.
Теория систем и системный анализ: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Алексеева М. Б., Ветренко П. П.
Теория систем и системный анализ: Учебник и практикум для вузов
6.1.3. Методические разработки
Теория систем и системный анализ: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы
Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2017
Герасимов М. М., Разуваев А. Д.
Общая теория систем и системный анализ: учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата и специалитета направлений подготовки: «экономика», «менеджмент»
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Информационно-справочная система «КонсультантПлюс»
Научная электронная библиотека eLIBRARY
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к Интернету и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Free
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя
Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.
Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Лаборатория по информационно-консультационному обеспечению, для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, ПК – 13 шт.; комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук – 1 шт.; проектор – 1шт), проекционный экран -1шт., Стенд «Нобелевские лауреаты по эконометрике»
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Windows XP Professional
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции
• лабораторные работы
• самостоятельную работу,
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.
Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.
Целями проведения лабораторных работ являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
Каждое лабораторное занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).
На лабораторных занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.
Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:
• Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.
• Подготовка к лабораторным работам.
В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.
• Выполнение домашних заданий.
Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.
Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).
Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.
Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза.
Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.