2025-2026_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Информационная безопасность_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационная безопасность
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
 
Информационная безопасность
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2025 г. № __

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Ознакомление студентов с организационными, техническими, алгоритмическими и другими методами и средствами защиты компьютерной информации, с законодательством и стандартами в этой области, с современными криптосистемами, изучение методов идентификации при проектировании информационных систем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Алгоритмизация и программирование
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика
2.2.2
Проектный практикум
2.2.3
Базы данных
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
 
ОПК-3.1: Использует принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.2: Решает стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
ОПК-3.3: Демонстрирует навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
24
24
24
24
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40,35
40,35
40,35
40,35
Сам. работа
104
104
104
104
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
180
180
180
180
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Общая трудоемкость
5 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
180
экзамены 2
в том числе:
аудиторные занятия
40
самостоятельная работа
104
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Составляющие, уровни обеспечения и угрозы ИБ

 
1.1
Типовые удаленные атаки и их

характеристика. Причины успешной

реализации удаленных угроз в

вычислительных сетях /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.2
Принципы защиты распределенных

вычислительных сетей. Идентификация и

аутентификация /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.3
Криптография и шифрование. Методы

разграничения доступа /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.4
Регистрация и аудит. Межсетевое

экранирование /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.5
Типовые удаленные атаки и их характеристика. Причины успешной реализации удаленных угроз в вычислительных сетях /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.6
Принципы защиты распределенных вычислительных сетей. Идентификация и аутентификация /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.7
Криптография и шифрование. Методы разграничения доступа /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.8
Регистрация и аудит. Межсетевое экранирование /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
1.9
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

34
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
 
Раздел 2. Вирусы и удаленные угрозы в сетях

 
2.1
Введение в ИБ и составляющие ИБ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.2
Формирование режима ИБ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.3
Нормативно правовые основы ИБ в РФ.

Стандарты ИБ /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
2.4
Административный уровень обеспечения

информационной безопасности.

Классификация угроз ИБ /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.5
Введение в ИБ и составляющие ИБ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.6
Формирование режима ИБ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.7
Нормативно правовые основы ИБ в РФ. Стандарты ИБ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.8
Административный уровень обеспечения информационной безопасности. Классификация угроз ИБ /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
2.9
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

35
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
 
Раздел 3. Принципы и методы защиты в вычислительных сетях

 
3.1
Вирусы как угроза ИБ. Классификация

компьютерных вирусов /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.2
Характеристика «вирусоподобных»

программ. Антивирусные программные

средства. Обнаружение и профилактика

вирусных атак /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.3
Особенности обеспечения

информационной безопасности в

компьютерных сетях. Сетевые модели

передачи данных /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.4
Вирусы как угроза ИБ. Классификация компьютерных вирусов /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.5
Характеристика «вирусоподобных» программ. Антивирусные программные средства. Обнаружение и профилактика вирусных атак /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.6
Особенности обеспечения информационной безопасности в компьютерных сетях. Сетевые модели передачи данных /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.7
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

35
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
3.8
/КА/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0,35
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зенков А. В.

Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Суворова Г. М.

Информационная безопасность: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Федин, Ф. О.

Информационная безопасность баз данных: учебное пособие
Лань, 2020
 
Л2.2
Горюхина Е. Ю.

Информационная безопасность: учебное пособие
Воронеж: ВГАУ, 2015
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.4
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.5
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Ср
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-403
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра, доска настенная магнитно-маркерная - 2 шт., видеокамеры- 2шт.; колонки пассивные полочные – 3 шт., ПК – 1 шт., набор беспроводной (мышь и клавиатура), крепление на монитор, проектор, ресивер, экран настенный, шкаф напольный
Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий,

списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• самостоятельную работу,

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на

первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В

УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx стр. 9

дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу,

чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса

и представлять собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения.

Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).

На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы,

выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в

соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного

изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами,

вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и

научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями).

Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств

массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по

заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных

проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в практической работе способствует более глубокому

изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального

мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных

экономических ситуациях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние

задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и

дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с

помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их

выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации

обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены

аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем

материал в объеме запланированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком.

Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в соответствующих аудиториях или в

информационно-образовательной среде вуза.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.