2025-2026_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Геоинформационные системы_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Геоинформационные системы
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.э.н., Доц., Польшакова Н.В.
 
Геоинформационные системы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1.1 Цель дисциплины:
1.2
1.2 - получение теоретических знаний и практических навыков по основам архитектуры и функционирования
1.3
информационных систем.
1.4
1.3 Студенты знакомятся со свойствами сложных систем, системным подходом к их изучению, понятиями управления
1.5
такими системам, принципами построения геоинформационных систем,
1.6
1.4 функциональных и обеспечивающих подсистем, изучают на практике виды геоинформационных систем;
1.7
1.5 - формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по применению современных
1.8
геоинформационных технологий геоинформационных систем.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Системы искусственного интеллекта
2.1.2
Компьютерные сети
2.1.3
Информационная безопасность
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Автоматические системы управления в агропромышленном комплексе
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способность проектировать информационные системы в соответствии с профилем подготовки
 
ПК-2.1: Демонстрирует навыки проектирования информационных систем с учётом отраслевой специфики и использования специализированных аппаратных средств
 
 
 
 
 
ПК-2.3: Использует модели представления данных в геоинформационных системах
 
 
 
 
 
 
ПК-3: Способен применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и моделирования
 
ПК-3.3: Демонстрирует навыки алгоритмизации, разработки, отладки и тестирования программ в различных интегрированных средах разработки
 
 
 
 
 
 
ПК-4 : Способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы
 
ПК-4 .1: Применяет современные подходы к информатизации при сопровождении технических и технологических средств с учетом отраслевой специфики
 
 
 
 
 
ПК-4 .3: Осуществляет внедрение, адаптацию и сопровождение программных средств
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
6 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
22
22
22
Лабораторно-практические занятия
22
22
22
22
Контактная работа Контроль
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,2
44,2
44,2
44,2
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
144
144
144
144
 
Общая трудоемкость
4 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
144
экзамены 8
в том числе:
аудиторные занятия
44
самостоятельная работа
64
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Раздел 1 «Введение в

геоинформационные

системы»

 
1.1
Введение в дисциплину.

Виды информации в ГИС.

/Лек/ /Лек/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.2
Структура ГИС. Системы

координат в ГИС. /Лек/ /Лек/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.3
Технологии ГИС.

Геодезические

системы получения данных в

ГИС. /Лек/ /Лек/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.4
Модели в ГИС. Системы

глобального

позиционирования /Лек/ /Лек/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.5
Геодезические координаты

/Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.6
Геодезические шкалы /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.7
Геодезические системы для

подготовки данных /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.8
Программные средства

обеспечивающих

технологий /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.9
Получение данных систем

глобального

позиционирования /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
1.10
Данные дистанционного

зондирования /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
 
Раздел 2. Раздел 2 «Проектирование

геоинформационных

систем»

 
2.1
Графическиередакторы для

работы исходными

данными. /Лек/ /Лек/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.2
Формализация графических

данных в векторную

формулу. /Лек/ /Лек/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.3
Получение данных для ГИС

посредством сетей

компьютерных и

телефонных. /Лек/ /Лек/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.4
Данные кодирования для

ГИС. /Лек/ /Лек/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.5
Координатное поле, масштаб,

зуммирование. /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.6
Графическое разрешение,

векторные

данные и растровые. /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.7
Работа с растром /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.8
Векторизация растровых

материалов. /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.9
Данные ДЗЗ. /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.10
Режим А-GPS /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
2.11
Модели данных в ГИС /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
 
Раздел 3. Раздел 3 «ГИС рабочего

места»

 
3.1
Задачи, решаемые в ГИС /Лек/ /Лек/

4
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.2
ГИС рабочего места на

примере QGIS /Лек/ /Лек/

3
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.3
ГИС офиса

агроуправления /Лек/ /Лек/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.4
ГИС в интегрированной

системе /Лек/ /Лек/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.5
Классификация задач

решаемых в ГИС. /Лаб/ /ЛПЗ/

1
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
3.6
Соответствие задач

конкретным системам. /Лаб/ /ЛПЗ/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.7
Интерфейс системы, рабочее

поле /Лаб/ /ЛПЗ/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.8
Функциональные

подсистемы /Лаб/ /ЛПЗ/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.9
Иерархическая система

данных /Лаб/ /ЛПЗ/

2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.10
Задачи решаемые в ГИС

/Лаб/ /ЛПЗ/

0
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.11
Комплекс задач решаемых

системой. /Лаб/ /ЛПЗ/

0
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.12
ГИС технология в

Агроуправлении /Лаб/ /ЛПЗ/

0
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.13
Самостоятельная работа по

видам индивидуальных

заданий:

подготовка реферата

(контрольной работы) /Ср/ /Ср/

64
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
3.14
/КА/ /КА/

0,2
ПК-2.1 ПК-2.3 ПК-3.3
8
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Видеоматериалы
 
Э2
Видеоматериалы
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и 

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
промежуточной аттестации
 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-406
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Общее количество посадочных мест – 9 шт.,

специализированная (учебная) мебель,

рабочие компьютерные станции с выходом в интернет

Груп зан
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-508
Лаборатория информационных технологий для проведения занятий семенарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестпации
Общее количество посадочных мест – 8  шт., специализированная (учебная) мебель, рабочие компьютерные станции с выходом в интернет.         Мобильный комплект интерактивного оборудования в составе: интерактивная доска Panaboard  UB-T880. УКФ проектор Epson EB -480. напольная стойка Panasonic и крепеж для проектора
Конс
Microsoft Windows Professional 8 версия 8

ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
3-802
учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций
Рабочее место преподавателя

Кодек-аппарат Sony HCS G70NF, Мультимедийный проектор Sanyo PLC-XP57, DVD плеер Philips HVH 5140 К/51, акустическая система, активные колонки, микшерный пульт, настенно–потолочный экран с электроприводом Da-Life Cosmopoliten Electol.

Доска магнитно-маркерная,ноутбук преподавателя

Лек
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Перед изучением учебной дисциплины обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом

занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных

учебных заданий.

Самостоятельная работа при изучении материала дисциплины.

Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.

Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать

фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом

творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.

Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как

предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и

как средство совершенствования творческой индивидуальности.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на

формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с

преподавателем на консультациях и домашней подготовке.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Среди основных видов самостоятельной работы студентов традиционно выделяют: подготовка к лекциям, лабораторным и

практическим занятиям, зачетам, презентациям и докладам; написание рефератов, выполнение заданий, решение задач;

проведение деловых игр; участие в научной работе.

Цель самостоятельной работы обучающегося - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,

затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в

дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию. В учебном процессе выделяют два вида

самостоятельной работы: аудиторная - самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным

руководством преподавателя и по его заданию; внеаудиторная - самостоятельная работа выполняется студентом по заданию

преподавателя, но без его непосредственного участия.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в

соответствии с вопросами для подготовки к зачёту. К началу сессии обучающийся готовит список вопросов, которые не

удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период.

Выполнение домашних индивидуальных заданий, а также заданий  на лабораторно-практических занятиях, решение задач.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся выполняют индивидуальные задания. Выполнение заданий

призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемых тем,

помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний, обучающихся

преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на лабораторно-практических занятиях, а также для

самопроверки знаний обучающимися.

Для важнейших тем разработаны задания, задачи, тесты, в которых сконцентрирована значительная учебная информация.

Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и

оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот

круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению заданий, решению задач и тестов осуществляется

преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на

лабораторно-практических занятиях.

Подготовка к тестам по основным важнейшим аспектам, терминам и понятиям дисциплины

Контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на лабораторных занятиях.

При подготовке к аудиторным самостоятельным работам, обучающимся необходимо повторить пройденный материал и

более внимательно сосредоточиться на усвоении материала курса.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• лабораторные занятия

УП: z35.03.03_22_АЭ.plx  стр. 8

• устный опрос

• тестирование

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к лабораторно-практическим занятиям;

выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, курсовые работы, индивидуальные расчеты и задачи по

методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к устным опросам, модулям, зачету и пр.)

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на

первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В

дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу,

чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса

и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком

месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала в виде лекций-визуализаций и

лекций-презентаций (предусматривающих наглядное представление материала в виде фото, рисунков, видео с

использованием мультимедиа и компьютерной техники, лекций с элементами обсуждения, лекций пресс-конференций).

Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических и лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальные методы решения практических задач и производственных проблем;

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению материала курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован

на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент

должен приобрести в течение занятия.

На практических и лабораторных занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом

задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала,

умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их

 
стр. 9
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации

обучающегося (при сдаче зачета).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены

аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем

материал в объеме запланированных часов.

• к зачету при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.