2025-2026_09_03_03_24_ПИвАПК_plx_Программирование в 1С_Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Цифровых технологий
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Программирование в 1С
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
09.03.03_24_ПИвАПК.plx

09.03.03 Прикладная информатика

Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
 
Программирование в 1С
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 15.01.2024 г. № 6

Зав. кафедрой Чекулина Татьяна Александровна

Цифровых технологий
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью преподавания дисциплины является приобретение базовых навыков предметно-ориентированного программирования и конфигурирования в сложных информационных системах на примере технологической платформы "1С:Предприятие 8.3".
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Алгоритмизация и программирование
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектный практикум
2.2.2
Аппаратные средства автоматизации в агропромышленном комплексе
2.2.3
Автоматические системы управления в агропромышленном комплексе
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.2: Выбирает оптимальный способ решения задач
 
 
 
 
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
 
УК-10.1: Понимает сущность коррупционного поведения и его взаимосвязь с социальными, экономическими, политическими и иными условиями
 
 
 
 
 
УК-10.2: Проявляет нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению на основе правовых норм
 
 
 
 
 
УК-10.3: Умеет противодействовать проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению в профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
ОПК-4: Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
ОПК-4.3: Составляет техническую документацию с учетом действующих правовых норм на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторно-практические занятия
16
16
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,25
0,1
0,25
Итого ауд.
32
34
32
34
Кoнтактная рабoта
32,1
34,25
32,1
34,25
Сам. работа
75,9
73,75
75,9
73,75
Итого
108
108
108
108
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 3
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
75,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Тема 1 Основные понятия:

конфигурация, объекты конфи-

гурации. Варианты работы. Ос-

новное и вспомогательное окно

приложения. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.2
Тема 2 Набор и свойства объ-

ектов хранения информации.

Константы. Справочники.

Ветвь конфигурации «Общие». /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
стр. 5
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
1.3
Тема 3 Встроенный язык

программирования

Типы данных, операторы, вы-

ражения, приемы работы, осо-

бенности режимов запуска. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.4
Тема 4 Программирование

обработчиков событий объек-

тов конфигурации. Докумен-

ты. Формы. Модули. Регистры

накопления, регистры сведе-

ний, перечисления. Оборотные

регистры Отчеты. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.5
Тема 5 Программирование

оптимизации проведения до-

кумента. Менеджер временных

таблиц. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.6
1 Создание информационной

системы. Подсистемы. Спра-

вочники /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.7
2 Модули. Процедуры обра-

ботчики событий документов,

форм. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.8
3 Программирование проведе-

ния документов. Регистры накопления. Простой отчет.

Модуль менеджера команд.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.9
4 . Программирование проведе-

ния документа по нескольким

регистрам. Программная реали-

зация использования периоди-

ческого регистра сведений. Пе-

речисления. /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.10
/Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

73,75
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
1.11
/КЗ/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

0,25
УК-2.2 УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-4.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Масленникова, А. П.

Автоматизация учета основных средств с помощью программы "1С:Бухгалтерия 7.7"
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Даева С. Г.

Практическая разработка информационных систем управления ресурсами предприятия на платформе 1С: Предприятие 8.3. Часть 2
Москва: РТУ МИРЭА, 2021
 
Л2.2
Тагайцева, С. Г., Юрченко, Т. В.

Разработка прикладных решений на платформе 1С: Предприятие 8: учебное пособие
Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шабанникова, Н. Н.

Компьютерный практикум по бухгалтерскому учету с применением программы 1С: Бухгалтерия 8.3 [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Дополнительные материалы к книгам по программным продуктам
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2022 год
6.3.1.6
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.7
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-402
Учебная аудитория для проведения занятий лекционных занятий

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации

Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Ср
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-402а
Учебная аудитория для проведения занятий семенарского типа,  курсового проектирования,  текущего контроля и промежуточной аттестации
Столы,

стулья на 9 посадочных мест,

рабочее место преподавателя ПЭВМ FlextronIntelCorei3 2120/4 Гб/500 Гб/DVD-RW

Конс
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

ООО "Лаборатория ММИС" 

 
3-403
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, кафедра, доска настенная магнитно-маркерная - 2 шт., видеокамеры- 2шт.; колонки пассивные полочные – 3 шт., ПК – 1 шт., набор беспроводной (мышь и клавиатура), крепление на монитор, проектор, ресивер, экран настенный, шкаф 
Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
напольный
 
3-408
Лаборатория по учетно-аналитическому обеспечению для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, ПК – 11 шт., интерактивная доска - 1шт.; проектор - 1шт., учебные стенды
Пр
Microsoft Office 2013 стандарт

Microsoft ®WINHOME 10 RussТan AcadОmТc

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий,

списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения

индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение

индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, эссе; курсового проектирования, индивидуальных расчетов по

методическим указаниям к изучению дисциплины; подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной

задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой

лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу.

Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать

определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение

лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос). Для этого очень важно

четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в

течение занятия. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры,

контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др. В целом активное

заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины,

повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе

проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в

соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с

преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий

для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и

сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации

обучающегося (сдаче зачета и/или экзамена). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и

вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и

проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами,

 вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя

ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям,

статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации

позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны,

обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но

и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных

проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания.

 
стр. 8
УП: 09.03.03_24_ПИвАПК.plx
 
Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и

дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал.

Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний

обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний

обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована

значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет

преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в

изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который

усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий

осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и аттестация.

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях

в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить

изученный материал Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном выполнении

вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.