2025-2026_35_03_10_23_ЛА_plx_Гидротехнические мелиорации ландшафта_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гидротехнические мелиорации ландшафта
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_23_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
д.п.н., профессор, зав.кафедрой, Ковешников А.И.
 
Гидротехнические мелиорации ландшафта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 19.06.2023 г. № 11

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения дисциплины «Гидротехнические мелиорации ландшафта»: знакомство студентов с особенностями применения гидротехнических сооружений при проектировании и строительстве ландшафтно - архитектурных объектов
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
2.1.2
Геодезия
2.1.3
Проектная деятельность
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Ландшафтное проектирование
2.2.2
Лесомелиоративное ландшафтоведение
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1: Обосновывает и реализует современные технологии ландшафтного анализа территорий, современные технологии поиска, обработки, хранения и использования профессионально значимой информации.
 
 
 
 
 
ОПК-4.2: Анализирует данные о социальных, историко-культурных, архитектурных и градостроительных условиях района объекта ландшафтной архитектуры при помощи современных средств автоматизации деятельности в области ландшафтного проектирования
 
 
 
 
 
ОПК-4.3: Использует современные средства систем автоматизированного проектирования и информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
 
ПК-1: Способен проводить предпроектные исследования и осуществлять подготовку данных для разработки разделов проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
 
ПК-1.1: Использует методологию проведения ландшафтного анализа территорий
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Осуществляет поиск, подготовку, обработку и документальное оформление данных и информации, необходимых для составления задания на проектирование.
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Определяет технологию проведения натурных обследований территории, включая фотофиксацию объекта, геодезическую съемку, оценку существующих насаждений, почвенно-гидрологические изыскания.
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Лабораторные
26
26
26
26
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
В том числе в форме практ.подготовки
4
4
Итого ауд.
32
33,5
32
33,5
Кoнтактная рабoта
32,25
33,5
32,25
33,5
Сам. работа
75,75
74,25
75,75
74,25
Итого
108
107,75
108
107,75
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
зачеты 4
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
75,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I «Гидротехнические мелиорации. Основы гидравлики. Основы речной гидрометрии. Основы гидрологии»

 
1.1
Гидротехнические мелиорации. Основы гидравлики. Основы речной

гидрометрии. Основы гидрологии. /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
стр. 5
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
1.2
Определение потерь напора в трубах

Определение расходов воды в открытых водотоках методом поплавков, с помощью водосливов

Обработка данных колебания уровня реки

на гидрологических постах /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
1.3
Самостоятельное изучение теоретического материала

Подготовка к отчету по темам модуля

Подготовка к ПЗ

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
 
Раздел 2. Модуль II «Водоснабжение. Канализация. Осушительные и оросительные системы»

 
2.1
Водоснабжение. Канализация. Осушительные и оросительные системы /Лек/
Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
2.2
Расчет водоснабжения, канализационной

сети, дренажной системы и системы

орошения садово-паркового участка /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
2.3
Самостоятельное изучение теоретического материала

Подготовка к отчету по темам модуля

Подготовка к ПЗ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
2.4
Курсовое проектирование /КП/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
2.5
Консультирование КП /РиК/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0,5
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
 
Раздел 3. Модуль III «Гидропластика ландшафта»

 
3.1
Гидропластика ландшафта /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
стр. 6
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
3.2
Расчет фонтанного комплекса

(гидротехнических сооружений) садово-

паркового участка.

Составление сметы затрат на строительство

гидротехнических сооружений и

мелиоративных работ

Определение характерных уровней

водоема.

Определение параметров и конструктивных

элементов земляных плотин /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
3.3
Расчет фонтанного комплекса

(гидротехнических сооружений) садово-

паркового участка.

Составление сметы затрат на строительство

гидротехнических сооружений и

мелиоративных работ

Определение характерных уровней

водоема.

Определение параметров и конструктивных

элементов земляных плотин /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

22
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
3.4
Курсовой проект /КП/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

20
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
3.5
Консультирование КП /РиК/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

1
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
3.6
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0,25
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сабо Е. Д., Золотаревский А. А., Теодоронский В. С.

Гидротехнические мелиорации: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
стр. 7
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Сабо, Е. Д., Теодоронский, В. С., под ред. Е. Д. Сабо

Гидротехнические мелиорации объектов ландшафтного строительства: учебник
М.: Академия, 2008
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бабиков, Б. В.

Гидротехнические мелиорации: учебник
СПб.: Лань, 2005
 
Л2.2
Сысоев, В.В., Тихонов, Н.Н.

Лесомелиорация ландшафтов [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Пенза: РИО ПГСХА, 2014
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.2
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
6.3.2.2
1c: Бухгалтерия
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-112
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 8
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Преподавание дисциплины предусматривает: • лекции; • практические занятия • устный опрос; • тестирование; • самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, зачету и пр.); • консультации преподавателя. Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами. Подготовка к практическим занятиям В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию. В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях. Самостоятельное изучение теоретического материала Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации. Выполнение индивидуальных заданий Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание. Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях. Промежуточный контроль и аттестация Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины
 
стр. 9
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал Обучающийся получает допуск к промежуточной аттестации при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.