МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
35.03.10_23_ЛА.plx
35.03.10 Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
к.п.н., доцент, Ковешников П.А.
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
Протокол от 10.02.2022 г. № 6
Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формирование у бакалавров системы знаний в области сохранения и поддержания наиболее значительных или характерных черт ландшафта, продиктованных его значимостью как наследия, которая вытекает из природной конфигурации и (или) является результатом человеческой деятельности, на примере памятников садово-паркового искусства, теоретических и практических основ собранных
мировыми мастерами за многие века истории садово-паркового искусства, а также развитие у них интеллектуальных способностей, логического мышления, ответственности, дисциплинированности, толерантности, эрудированности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория ландшафтной архитектуры
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
Ландшафтное проектирование
История садово-паркового искусства
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Научно-исследовательская работа
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ПК-4: Способен осуществлять графическое и текстовое оформление проектных материалов, в том числе визуализацию решений с использованием ручной и компьютерной графики
ПК-4.1: Определяет основные методы изображения, визуализации, моделирования и автоматизированного проектирования как способов выражения ландшафтно-архитектурного замысла, включая графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео.
ПК-4.2: Использует основные программные комплексы проектирования, компьютерного моделирования, создания чертежей и моделей при реализации объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства
ПК-5: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого и закрытого грунта
ПК-5.1: Использует основы дендрологии, технологии содержания и обслуживания объектов ландшафтной архитектуры
ПК-5.2: Определяет основные посадочные материалы, изделия, конструкции, необходимые для реализации ландшафтно- архитектурного проекта, и их технические, технологические, экологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Предмет «Ландшафтное искусство, его цели и задачи.
Физико-географическое районирование. Понятие о ландшафте, его типы.
Основные природные компоненты: климат, почва, вода, растительный и животный мир.
Взаимосвязь природных компонентов и антропогенных включений.
/Лек/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
• Объемно-пространственная структура объектов ландшафтного искусства и ее связь с компонентами естественного ландшафта /Пр/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
Понятие партера, его строение. Классификация партеров
Понятие о поляне, ее построение, обзор, место отдыха, динамичность. Критерии полян. Конфигурация полян. Понятие об опушке. Классификация по рисунку, структуре, ориентация полян. Требования к растительности.
/Лек/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
Композиция партера
Композиция полян
/Пр/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
Роль рельефа в ландшафтном искусстве. 3 группы рельефа. Использование растений. Экологические свойства рельефа. Задачи использования рельефа /Лек/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
Выбор композиционных приемов для разных типов рельефа. Композиции насаждений у водоемов. Построение различных видов групп /Пр/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
Пространственные формы в ландшафтном искусстве (понятие о композиции, пространственные формы, свойства пространственных форм)
Цвет (физика цвета, гармонизация цветовых сочетаний)
Освещенность (освещенность в ландшафтном искусстве, понятие и роль светотени, собственные и падающие тени, 3 типа освещения)
Перспектива (понятие о перспективе, ее виды, глубина пейзажа, построение перспектив, естественная и искусственная перспектива).
/Лек/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
Понятие о пейзажной картине, виде и кадре. Теория композиции. Факторы композиции.
Типы пейзажей. Параметры картин. Понятие о разнообразии, маршруте, изменчивости, индивидуальности, соотношении и композиции пейзажей. Растительность и правила построения пейзажа
/Пр/
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Сокольская, О. Б., Теодоронский, В. С.
Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Ландшафтное искусство [Электронный ресурс]: построение пейзажей в парках и лесопарках
Ярославль: Росвузиздат, 1963
6.1.3. Методические разработки
Архитектура и строительство России: периодическое издание
Архитектура, Строительство, Дизайн: периодическое издание
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Министерство сельского хозяйства [Электронный ресурс]:URL:https://mcx.gov.ru/(дата обращения 22.06.2022)
Минестерство науки и высшего образования [Электронный ресурс]:URL:https://minobrnauki.gov.ru/(дата обращения 22.06.2022)
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G;
- проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции;
• практическиезанятия;
• устный опрос;
• тестирование;
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к устным опросам, экзамену и пр.);
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция должна охватывать определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения или конкретными примерами.
Целями проведения практических занятий являются:
• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;
• развитие логического мышления;
• умение выбирать оптимальный метод решения;
• приобретение навыков анализа полученных результатов;
• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.
Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос).Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые обучающийся должен приобрести в течение занятия. На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, тестирование и др.В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.
Самостоятельное изучение теоретического материала.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с
преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося. Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, содержание и методика выполнения практических заданий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины.
Подготовка к учебным занятиям.
В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
Выполнение индивидуальных заданий.
Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме, выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.
Промежуточный контроль и аттестация.
Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал.
Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.