МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
35.03.10_23_ЛА.plx
35.03.10 Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
к.с.-х.н., доцент, Ширяева Н.А.
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
Протокол от 19.06.2023 г. № 11
Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель изучения дисциплины «Древоводство» - дать теоретические и практические знания в области древоводства при проектировании садово-парковых композиций в условиях городской среды и пригородной зоны на объектах ландшафтного проектирования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы лесопаркового хозяйства
Декоративное растениеводство
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) по дендрологии
Технологическая (проектно-технологическая) практика по декоративному растениеводству
Фитопатология и энтомология
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Ландшафтное проектирование
Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры
Технологическая (проектно-технологическая) практика по древоводству
Организация и управление ландшафтным строительством
Реконструкция и реставрация объектов ландшафтной архитектуры
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Научно-исследовательская работа
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ПК-3: Способен разрабатывать компоненты проектно-сметной документации, выполнять входной контроль проектной документации по объекту благоустройства и озеленения и составлять на её основе технические задания на выполнение работ по благоустройству и озеленению объектов ландшафтной архитектуры
ПК-3.1: Определяет состав технико-экономических показателей, учитываемых при проведении технико-экономических расчетов проектных решений раздела проектной и рабочей документации на объекты ландшафтной архитектуры
ПК-5: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого и закрытого грунта
ПК-5.1: Использует основы дендрологии, технологии содержания и обслуживания объектов ландшафтной архитектуры
ПК-5.2: Определяет основные посадочные материалы, изделия, конструкции, необходимые для реализации ландшафтно- архитектурного проекта, и их технические, технологические, экологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Модуль I. «Основные понятия в древоводстве»
Ассортимент декоративных древесных растений. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Изучение ассортимента декоративных древесных растений. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Биоэкологические особенности и этапы развития древесных растений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Биоэкологические особенности древесных растений /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Раздел 2. Модуль 2. «Питомники декоративных древесных пород»
Общие сведения о питомниках.
Разработка организационно-хозяйственного плана питомника. Севооборот.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э2 Э3 Э5
Расчет производственной мощности питомника. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э2 Э3 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Отдел формирования. Теоретические основы формирования деревьев и кустарников в питомниках и на объектах. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Изучение технологии и способов семенного и вегетативного размножения декоративных древесных пород /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Обрезка декоративных древесных пород. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Изучение способов обрезки декоративных древесных пород. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Состав проектных материалов организационно-хозяйственного плана питомников. Составление технологических карт выращивания декоративных древесных пород. Разработка плана питомника. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Раздел 3. Модуль 3. «Современные тенденции в агротехнике выращивания красивоцветущих кустарников»
Особенности выращивания красивоцветущих кустарников.
Розы.
/Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Составление календаря цветения кустарников /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.5 Л2.6 Л2.8 Л2.9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Данченко А. М., Кабанова С. А., Данченко М. А.
Древоводство: учебное пособие для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник
Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник
Декоративное растениеводство. Древоводство [Электронный ресурс]: учебник
Архитектура, Строительство, Дизайн: периодическое издание
Защита и карантин растений: периодическое издание
Физиология растений: периодическое издание
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание
САДОВОДСТВО И ВИНОГРАДАРСТВО: периодическое издание
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: периодическое издание
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
огданов, О. Е. Древесные растения в ландшафтной архитектуре : учебно-методическое пособие / О. Е. Богданов, Л. В. Григорьева, Н. Е. Макова. — Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2019. — 97 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157838 (дата обращения: 28.06.2022)
Минин, А. Н. Питомниководство садовых культур : учебное пособие / А. Н. Минин, Д. В. Редин. — Самара : СамГАУ, 2018. — 244 с. — ISBN 978-5-88575-547-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113427 (дата обращения: 28.06.2022)
Попова, О. С. Древесные растения лесных, защитных и зеленых насаждений : учебное пособие для вузов / О. С. Попова, В. П. Попов, Г. У. Харахонова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-8114-7684-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164718 (дата обращения: 28.06.2022)
Попова, О. С. Древесные растения в ландшафтном проектировании и инженерном благоустройстве территории : учебное пособие / О. С. Попова, В. П. Попов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-1537-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/168655 (дата обращения: 28.06.2022)
Лаврова, О. П. Обследование состояния зеленых насаждений по методу инвентаризации : учебное пособие / О. П. Лаврова. — Нижний Новгород : ННГАСУ, 2020. — 87 с. — ISBN 978-5-528-00385-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164864 (дата обращения: 28.06.2022)
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
Kaspersky Endpoint Security для
консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой
бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G;
- проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции;
• лабораторные занятия
• тестирование;
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, зачету и пр.);
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.
В ходе подготовки к лабораторному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче модулей). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические рекомендации для проведения лабораторных занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.
Для закрепления теоретического материала, обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал
Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена при успешном выполнении всех видов учебных занятий.
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.