2025-2026_35_03_10_23_ЛА_plx_Основы лесоведения_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы лесоведения
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_23_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат биологических наук, доцент, Силаева Ж.Г.
 
Основы лесоведения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 19.06.2023 г. № 11

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью изучения дисциплины - изучить особенности лесных сообществ, их многообразие и распространение, рассмотреть комплекс мероприятий по возобновлению и охране леса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Декоративная дендрология
2.1.2
Дендрометрия
2.1.3
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы лесопаркового хозяйства
2.2.2
Лесомелиоративное ландшафтоведение
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-1: Способен проводить предпроектные исследования и осуществлять подготовку данных для разработки разделов проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
 
ПК-1.1: Использует методологию проведения ландшафтного анализа территорий
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Осуществляет поиск, подготовку, обработку и документальное оформление данных и информации, необходимых для составления задания на проектирование.
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Определяет технологию проведения натурных обследований территории, включая фотофиксацию объекта, геодезическую съемку, оценку существующих насаждений, почвенно-гидрологические изыскания.
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
6
10
6
Лабораторно-практические занятия
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,25
0,1
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,25
22,1
22,25
Сам. работа
49,9
49,75
49,9
49,75
Итого
72
72
72
72
 
стр. 4
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 5
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1.

 
1.1
Основные понятия о природе леса. Морфология леса. (лекция-презентация) /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
1.2
Морфология леса.

Биотические факторы в жизни леса. Формирование состава и структуры древостоев (презентация)

/Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
1.3
/Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
 
Раздел 2. Модуль 2.

 
2.1
Основы экологии леса. Атмосферный воздух и лес. Лес и свет. Лес и тепло. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
2.2
Лес и свет. Лес и тепло. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
2.3
Лес и влага /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
стр. 5
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
2.4
Влияние влаги на лес. Эдафо-орографические факторы в лесу (лекция-презентация) /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
2.5
«Сравнительный анализ эдафических сеток лесоратительных условий П.С. Погребняка и  В.Н. Сукачева».

(презентация)

/Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
2.6
/Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

39,75
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
2.7
/КЗ/
Л1.2 Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.5 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1

Э1 Э2 Э3

0,25
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кищенко И. Т.

Лесоведение и лесная экология: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.2
Сеннов С. Н.

Лесоведение и лесоводство
Санкт-Петербург: Лань, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1

Защита и карантин растений: периодическое издание
, 2019
 
Л2.2

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
Л2.3

ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: периодическое издание
, 2021
 
Л2.4
Мясников, А. Г.

Лесоведение и лесоводство
Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017
 
Л2.5
Тихонов, А. С.

Лесоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Калуга.: ГП "Облиздат", 2011
 
стр. 6
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.6
Мелехов, И. С.

Лесоведение: учебник
М.: Изд-во МГУЛ, 2007
 
Л2.7
Обыдёнников, В. И.

Лесоведение: учеб. пособие
М.: Изд-во МГУЛ, 2007
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Остробородова, Н.И.

Лесоведение [Электронный ресурс]: лабораторный практикум
Пенза: , 2014
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
www.kgau.ru [Электронный ресурс]: Определитель древесных растений: метод. указания. А.Н. Каюков, В.П. Попов; Краснояр. гос. аграр. ун-т.  Красноярск, 2020.  URL: http://www.kgau.ru/new/student/do/content/530.pdf(дата обращения: 10.02.2022)
 
Э2
elar.usfeu.ru [Электронный ресурс]: Введение в дендрологию : учеб. пособие А.П. Петров.  Екатеринбург : Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2019. URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/ 123456789/9601/1/Petrov_19.pdf  (дата обращения: 10.02.2022)
 
Э3
elar.usfeu.ru [Электронный ресурс]: Лесоведение и лесоводство. Термины, понятия, определения: учеб. пособие / Урал. гос. лесотехн. ун-т. Екатеринбург, 2010.  URL: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/851/2/Luganskiy_2010.pdf(дата обращения: 10.02.2022)
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.4
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.5
ООО "Лаборатория ММИС"
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Лек
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Пр
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям;   выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Подготовка к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

 
стр. 8
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.