МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
рабочая программа дисциплины (модуля)
Декан факультета/директор института (колледжа)
35.03.10_23_ЛА.plx
35.03.10 Ландшафтная архитектура
Ландшафтная архитектура
______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
д.п.н. профессор, Зав. кафедрой, Ковешников А.И.
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
Протокол от 10.02.2022 г. № 6
Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от __ __________20__г.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение основных этапов развития топиарного искусства и арбопластики, биологических основ обрезки древесных растений; изучение основного ассортимента древесно-кустарниковых пород, пригодных для создания топиарных форм, а также особенности их формирования; изучение технологий создания искусственных форм крон древесно-кустарниковых насаждений, в том числе и плодовых культур; изучение основных принципов создания арбопластических форм; приобретение навыков при экспериментальном исследовании и формировании древесных растений.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
История садово-паркового искусства
Проектирование малых архитектурных форм в ландшафтной архитектуре
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Архитектурная графика и основы композиции
Технологическая (проектно-технологическая) практика
Реконструкция и реставрация объектов ландшафтной архитектуры
Организация рельефа и геопластика
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
ПК-2: Способен разрабатывать отдельные элементы и фрагменты проекта объекта ландшафтной архитектуры в составе общей проектной документации
ПК-2.1: Осуществляет и обосновывает выбор оптимальных методов и средств разработки отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры
ПК-2.2: Определяет строительные материалы и технологии, изделия и конструкции, применяемые при строительстве объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, их технические, технологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
ПК-5: Способен реализовывать технологии выращивания посадочного материала: деревьев и кустарников, однолетних и многолетних травянистых растений в условиях открытого и закрытого грунта
ПК-5.1: Использует основы дендрологии, технологии содержания и обслуживания объектов ландшафтной архитектуры
ПК-5.2: Определяет основные посадочные материалы, изделия, конструкции, необходимые для реализации ландшафтно- архитектурного проекта, и их технические, технологические, экологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Лабораторно-практические занятия
Контактная работа Контроль Зачет
Виды контроля в семестрах:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Развитие топиарного искусства и арбоскульптуры. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Развитие топиарного арбоскульптуры. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
История топиарного искусства
История развития арбопластики.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Декоративные свойства древесной растительности (по А.И. Колесникову).
Технология обрезки деревьев и кустарников. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Декоративные качества кроны (формы, плотность, поверхность)
Декоративные качества листьев (форма, фактура, окраска).
Декоративные качества цветков.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Декоративное качества стволов деревьев и кустарников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Типы ветвления декоративных древесно-
кустарниковых растений.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Обрезка кустарников. Инструменты и оборудование /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Формирование и обрезка декоративных и плодовых древесно- кустарниковых насаждений. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Виды обрезки: формовочная, санитарная, омолаживающая. Степень обрезки: слабая, умеренная, сильная. Способы и сроки обрезки. Инструменты, оборудование и материалы, применяемые при формовке и
обрезке.
Виды обрезки: формовочная, санитарная, омолаживающая. Степень обрезки: слабая, умеренная, сильная. Способы и сроки обрезки. Инструменты, оборудование и материалы, применяемые при формовке и
обрезке.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
1. Методика формирования искусственных типов крон плодовых культур ( по Н.Гоше).
2. Методика формирования фигурных форм кроны. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Методика создания арбопластических скульптур. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Методика формирования различных видов деревьев и кустарников, произрастающих в условиях средней полосы России. Подбор ассортимента для создания
арбопластических форм.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3
Э1
ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-2.1 ПК-2.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Атрощенко Г. П., Щербакова Г. В.
Плодовые деревья и кустарники для ландшафта
Санкт-Петербург: Лань, 2021
Ковешников, А. И., Прилепская, Н. А.
Декоративное растениеводство. Основы топиарного искусства [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Вьюгин С. М., Вьюгина Г. В.
Цветоводство и питомниководство
Санкт-Петербург: Лань, 2021
Кривко Н. П., Чулков В. В., Агафонов Е. В., Огнев В. В.
Питомниководство садовых культур
Санкт-Петербург: Лань, 2022
6.1.3. Методические разработки
АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИИ
NAUCHNO-PRAKTICHESKIII I KUL'TURNO-PROSVETITEL'SKII ZHURNAL: периодическое издание
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ: периодическое издание
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
Основы топирного искусства
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G;
- проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic
(выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
– X14G; проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой
версия 2012
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G;
- проекционный экран 97 - 100";
- кабели коммутации;
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Преподавание дисциплины предусматривает:
• лекции;
• практические занятия
• устный опрос;
• тестирование;
• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, зачету и пр.);
• консультации преподавателя.
Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и
ее разделы, а также рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей
программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.
Подготовка к практическим занятиям
В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.
С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний
по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.
Самостоятельное изучение теоретического материала
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.
Выполнение индивидуальных заданий
Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.
Промежуточный контроль и аттестация
Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал
Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета
http://cab.orelsau.ru
9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.