2025-2026_35_03_10_23_ЛА_plx_Межличностное общение и коммуникации_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Межличностное общение и коммуникации
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_23_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат филологических наук, доцент, Бурко Наталья Владимировна 
 
Межличностное общение и коммуникации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 15.06.2023 г. № 12

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины «Межличностное общение и коммуникации» является ознакомление с базовыми теоретическими и практическими сведениями по психологии общения. Предметом изучения дисциплины являются базовые понятия межличностной коммуникации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Данная дисциплина базируется на ряде дисциплин высшей школы (культура речи и деловое общение; культурология; современный этикет, а также профессиональных дисциплин).
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Учитывает принципы социального, делового и личностного взаимодействия
 
 
 
 
 
УК-3.2: Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
УК-3.3: Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Устанавливает траекторию саморазвития
 
 
 
 
 
УК-6.2: Планирует траекторию своего профессионального развития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
 
 
 
 
УК-6.3: Управляет своим временем в процессе саморазвития
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
7 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Лабораторно-практические занятия
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,25
0,1
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,25
22,1
22,25
Сам. работа
49,9
49,75
49,9
49,75
Итого
72
72
72
72
 
стр. 4
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 8
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Психология межличностного общения

 
1.1
Общение как основа межличностных отношений /Лек/
Л1.4Л2.3 Л2.8

Э1

2
УК-3.1
8
 
1.2
Влияние психических особенностей личности на характер межличностного общения  /Лек/
Л1.4Л2.7

Э1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
8
 
1.3
Влияние психических особенностей личности на характер межличностного общения. /Лаб/
Л1.3 Л1.4Л2.7

Э1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
8
 
1.4
Влияние психических особенностей личности на характер межличностного общения. /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.7Л3.1

Э1

6
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
8
 
1.5
Трудности межличностного общения /Лек/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

2
УК-3.2 УК-3.3
8
 
1.6
Трудности межличностного общения /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

6
УК-3.2 УК-3.3
8
 
1.7
Особенности вербальной и невербальной коммуникации в межличностном общении /Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-3.2 УК-3.3
8
 
1.8
Особенности вербальной и невербальной коммуникации в межличностном общении /Ср/
Л1.1 Л1.3Л2.1

Э1

4,75
УК-3.2 УК-3.3
8
 
 
Раздел 2. Межличностные отношения и взаимопонимание

 
2.1
Закономерности восприятия и понимания в структуре межличностного общения /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.6

Э1

2
УК-3.3
8
 
2.2
Закономерности восприятия и понимания в структуре межличностного общения /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.2 Л2.6Л3.1

Э1

6
УК-3.3
8
 
2.3
Специфика взаимодействия в межличностном общении. /Лаб/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

2
УК-3.1 УК-3.2
8
 
стр. 5
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
2.4
Специфика взаимодействия в межличностном общении. /Ср/
Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

6
УК-3.1 УК-3.2
8
 
2.5
Особенности влияния в межличностном общении /Лек/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.8

Э1

2
УК-3.3
8
 
2.6
Особенности влияния в межличностном общении /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1 Л2.5 Л2.8

Э1

6
8
 
2.7
Роль эмоционально-чувственных сфер в межличностном общении /Лаб/
Л1.2 Л1.3Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

2
УК-3.3
8
 
2.8
Роль эмоционально-чувственных сфер в межличностном общении /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

6
УК-3.3
8
 
2.9
Межличностные отношения. /Лаб/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

2
УК-3.2
8
 
2.10
Межличностные отношения. /Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.8

Э1

7
УК-3.2
8
 
2.11
Конфликты и пути их разрешения /Лаб/
Л1.3 Л1.4Л2.4 Л2.6

Э1

2
УК-3.1
8
 
2.12
Конфликты и пути их разрешения /Ср/
Л1.3 Л1.4Л2.4 Л2.6

Э1

2
УК-3.1
8
 
 
Раздел 3. Контроль

 
3.1
Зачёт /КЗ/
Л1.1Л2.1

0,25
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
8
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Собольников В. В.

Невербальные средства коммуникации: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
стр. 6
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А.

Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.3
Нартова-Бочавер С. К.

Психология личности и межличностных отношений: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л1.4
Садовская В. С., Ремизов В. А.

Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Обухов А. С., Ткаченко Н. В., Федосеева А. М., Фоминова А. Н., Швецова М. Н.

Психология: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.2
Коноваленко М. Ю.

Психология делового общения: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.3
Леонов Н. И.

Психология делового общения: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.4
Хасан Б. И.

Конструктивная психология конфликта: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.5
Румянцева Е. Е.

Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.6
Корягина Н. А.

Самопрезентация и убеждающая коммуникация: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.7
Немов Р. С.

Психология в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.8
Корягина Н. А., Антонова Н. В., Овсянникова С. В.

Психология общения: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бурко, Н. В., Орехова, М. В.

Психология [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие по организации самостоятельной работы обучающихся бакалавриата направлений подготовки 35.03.06 Агроинженерия, 35.03.04 Агрономия, 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение, 35.03.10 Ландшафтная архтектура
Орел: , 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
ЭБС издательства "Юрайт"
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academicт OLP версия 8.1
6.3.1.3
Microsoft ®WINHOME 10 RussТan AcadОmТc
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.6
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.7
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.8
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.9
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.10
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.11
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.12
Microsoft Office 2013 Russian Academic
 
стр. 7
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
6.3.1.13
Microsoft Windows Professional 8 версия 2013
6.3.1.14
Microsoft Win SL 8 Russian Academic версия 8
6.3.1.15
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.16
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.17
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.18
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.19
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.20
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.21
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.22
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.23
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.24
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.25
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.26
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Лаб
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-213Б
Аудитория для самостоятельной работы
Специализированная мебель, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ПК – 11 шт.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-201
Учебная аудитория для проведения занятий практического и семинарского типа, текущего контроля и промежуточной аттестации, для 
Специализированная (учебная) мебель, с мультимедийным оборудованием и выходом в интернет, ноутбук 
Пр
Microsoft Windows XP Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для 

 
стр. 8
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
групповых и индивидуальных консультаций
LX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/14.1"/2Gb, проектор Sanyo PLC-XF70, комплекс учебных плакатов по ПДД и ОДД
бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-712
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Зачёт
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия;

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; выполнение практических упражнений; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов; подготовку к зачёту и пр.);

• консультации преподавателя.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемую литературу. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины.

Целями практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой;

• развитие логического мышления;

• развитие коммуникативной компетенции;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины.

Каждое практическое занятие начинается с повторения теоретического материала (устный опрос).На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой дидактические игры, выполнение практических упражнений, тестирование и др. В целом активное заинтересованное участие обучающихся в учебном процессе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов. В ходе проведения учебных занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачёту. К началу сессии обучающийся готовит для контактной работы с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрена контактная работа, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объёме запланированных часов.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий теоретический материал, предлагаемую литературу. Обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Текущий контроль и аттестация.

 
стр. 9
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал 
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.