2025-2026_35_03_10_23_ЛА_plx_Культурология_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Истории, философии и русского языка
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Культурология
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_23_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.ф.н., Доц., Гаврилова Екатерина Сергеевна
 
Культурология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 25.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2025 г. № __

Зав. кафедрой Майоров Анатолий Александрович

Истории, философии и русского языка
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Главной целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование и развитие социальной, межкультурной и коммуникативной компетентности и повышение общего уровня культуры обучающихся, формирование у студентов гуманистического мировоззрения и соответствующей системы ценностей, восприятия культуры как средства познания действительности и фактора самореализации личности путём приобщения студентов к таким видам искусства, как театр, литература, живопись и т.д.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
История России
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Современный этикет
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Анализирует современное состояние общества в социально- историческом, этическом и философском аспектах
 
Знает основные методы поиска и обработки актуальной информации о современном состоянии общества 
 
Умеет осуществлять поиск и обработку необходимой информации, сопоставлять различные источники, отделять достоверную информацию от недостоверной 
 
Владеет навыками системного поиска необходимой для саморазвития информации, приемами организации и оптимизации работы применительно к современному состоянию общества
 
 
УК-5.2: Интерпретирует проблемы современности с позиций этики и философских знаний
 
Знает информацию о сути проблем современности с позиций этики и философских знаний.
 
Умеет анализировать содержание проблем современности с позиций этики и философских знаний.
 
Владеет навыками интерпретации проблем современности с позиций этики и философских знаний
 
 
УК-5.3: Выстраивает межкультурное взаимодействие, основываясь на принципах толерантности и гражданской ответственности
 
Знает о культурном многообразии народов России и мира; традиции и ценности в культурах разных народов; гуманистические идеалы и ориентиры современности.
 
Умеет анализировать социокультурные особенности разных народов, аргументировано и четко отстаивать свою точку зрения с позиций толерантности и гражданской ответственности
 
Владеет навыками межличностного и межкультурного взаимодействия, готов к эффективному взаимодействию с разными партнёрами по общению, в том числе и в профессиональной сфере.
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
14
14
14
14
Контактная работа Контроль Зачет
0,25
0,25
0,25
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,25
22,25
22,25
22,25
Сам. работа
49,75
49,75
49,75
49,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 2
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,75
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. «Теория культуры»

 
1.1
Структура и состав современного культурологического знания (лекция-беседа). /Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
1.2
Культурогенез /Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
стр. 5
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
1.3
Структура и состав современного культурологического знания  /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
1.4
Культурогенез /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
1.5
Морфология культуры /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
1.6
Динамика культуры /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
 
Раздел 2. «История культуры»

 
2.1
Этапы и особенности развития отечественной культуры (лекция-конференция) /Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
2.2
Этапы и особенности развития западноевропейской культуры (лекция-конференция) /Лек/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
2.3
Язык и символы культуры  /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
2.4
Этапы и особенности развития отечественной культуры  /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
2.5
Этапы и особенности развития западноевропейской культуры  /Пр/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
2.6
Самостоятельная работа /Ср/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

49,75
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
2.7
Зачет /КЗ/
Л1.2 Л1.1 Л1.4 Л1.3Л2.3 Л2.2 Л2.1Л3.2 Л3.1

0,25
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
2
 
стр. 6
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иконникова С. Н., Большаков В. П., Лелеко В. Д., Борзова Е. П., Махлина С. Т., Москвина И. К., Островская Е. П., Прокуденкова О. В., Скотникова Г. В., Суворов Н. Н.

Культурология в 2 ч. Часть 2. Историческая и практическая культурология: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Солонин Ю. Н., Каган М. С., Соколов Е. Г., Дианова В. М., Кармин А. С., Иконникова С. Н., Соколов Б. Г.

Культурология: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.3
Иконникова С. Н., Большаков В. П., Лелеко В. Д., Борзова Е. П., Махлина С. Т., Москвина И. К., Островская Е. П., Прокуденкова О. В., Скотникова Г. В., Суворов Н. Н.

Культурология в 2 ч. Часть 1. Теоретическая культурология: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.4
Багдасарьян Н. Г.

Культурология: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1

Культурология в текстах: учебно-методическое пособие
Хабаровск: ДВГМУ, 2017
 
Л2.2
Борзова Е. П.

Сравнительная культурология: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л2.3
Розин В. М.

Культурология: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1

Культурология: учеб.-метод. пособие
Новосибирск: НГАУ, 2017
 
Л3.2
Горохов В. Ф.

Культурология: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
стр. 7
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.5
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.6
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.7
Microsoft Windows XP Professional
6.3.1.8
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.9
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.10
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic
6.3.1.11
Microsoft Windows Professional 8 версия 2013
6.3.1.12
Microsoft Office 2013 стандарт
6.3.1.13
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.14
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.15
Microsoft Win SL 8.1 Russian Academic версия 8.1
6.3.1.16
Microsoft Windows Professional 8.1 версия 8
6.3.1.17
Microsoft ®WINHOME 10 RussТan AcadОmТc
6.3.1.18
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.19
Microsoft Windows 2000
6.3.1.20
Microsoft Office 2003
6.3.1.21
Microsoft Windows 10 Pro
6.3.1.22
Kaspersky Free
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
3-708а
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук - 1 шт.; экран переносной рулонный на треноге -1 шт., проектор - 1шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
3-709
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная  мебель, доска настенная, комплект переносного мультимедийного оборудования (ноутбук -1 шт., экран переносной -1 шт., проектор -1 шт.)
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы.

Преподавание дисциплины предусматривает:

 
стр. 8
УП: 35.03.10_23_ЛА.plx
 
• лекции

• практические занятия

• самостоятельную работу,

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала (устный опрос).

На практических занятиях могут проводиться предусмотренные рабочей программой деловые игры, контрольные работы, выполнение кейс-заданий и практикующих упражнений, тестирование и др.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену или зачету. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем, обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

• Подготовка к практическим занятиям.

В ходе подготовки к практическим занятиям обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

• Выполнение домашних заданий.

Для закрепления теоретического материала и получения практических навыков обучающиеся выполняют домашние задания. Выполнение домашних заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Консультации преподавателя для обучающихся проводятся в соответствии с утвержденным на кафедре графиком. Консультации могут быть индивидуальными или групповыми.  Обучающийся получает допуск к экзамену (зачету) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.