2025-2026_35_03_10_24_ЛА_plx_Урбоэкология и мониторинг_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Урбоэкология и мониторинг
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_24_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., Доцент, Коренькова Е.А.
 
Урбоэкология и мониторинг
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование экологического мировоззрения; воспитание способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны
1.2
биосферы, понимание роли основных компонентов урбоэкосистем, устойчивости растительных сообществ к воздействию факторов
1.3
урбанизированной среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Химия почв
2.1.2
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Градостроительное законодательство и экологическое право
2.2.2
Основы архитектуры и градостроительства
2.2.3
Ландшафтное проектирование
2.2.4
Введение в проектную деятельность (анализ ландшафтно-градостроительной ситуации)
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1: Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
 
ПК-1: Способен проводить предпроектные исследования и осуществлять подготовку данных для разработки разделов проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
 
ПК-1.1: Использует методологию проведения ландшафтного анализа территорий
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Осуществляет поиск, подготовку, обработку и документальное оформление данных и информации, необходимых для составления задания на проектирование.
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Определяет технологию проведения натурных обследований территории, включая фотофиксацию объекта, геодезическую съемку, оценку существующих насаждений, почвенно-гидрологические изыскания.
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
22
18
22
18
Лабораторно-практические занятия
22
22
Контактная работа Контроль
0,2
0,35
0,2
0,35
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44,2
44,35
44,2
44,35
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
144
144,15
144
144,15
 
Общая трудоемкость
4 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
144
экзамены 3
в том числе:
аудиторные занятия
44
самостоятельная работа
64
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I Природно-техногенные компоненты городской среды

 
1.1
Понятие урбанизации,

урбоэкологии. Понятие города,

признаки, критерии выделения.

Городские и природные компоненты

урбоэкосистем. Городские ландшафты.

Особенности

функционирования /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.2
ГОРОДА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

УРБОЭКОСИСТЕМЫ

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
стр. 5
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
1.3
Природно-техногенные

компоненты городской среды

1.Городские почвы.

2.Изменение гидрологического

баланса в условиях города.

3.Физические основы взаимодействия

города и атмосферы.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.4
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ

ГОРОДА И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

1.Химическое загрязнение почв города

2.Водная среда города

3.Оценка микроклиматических условий /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

6
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.5
Растительность в городе.

Функции зеленых насаждений в

городе.

Природный каркас города.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.6
Функции зеленых насаждений.

Оценка роли зеленых насаждений в

повышении уровня комфортности

городской среды /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.7
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

32
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
 
Раздел 2. Антропогенные воздействия на окружающую среду городов. Оценка качества окружающей среды

 
2.1
Антропогенные

воздействия на

окружающую среду городов.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.2
Оценка опасности загрязнения городского

воздуха промышленными предприятиями и

автотранспортом

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.3
Управление качеством городской  среды. Экологические аспекты формирования

зеленого пространства городов

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.4
Изучение и оценка существующей среды в процессе проектирования объектов ЛА /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.5
Информационные методы управления

качеством окружающей среды

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.6
Оценка роли факторов дестабилизации городских древесных насаждений /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.7
Система мониторинга состояния

городских зеленых насаждений. Показатели оценки состояния зеленых насаждений /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
стр. 6
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
2.8
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ЗЕЛЕНЫХ

НАСАЖДЕНИЙ /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.9
/КА/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

0,35
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.10
/Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

32
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Коренькова, Е. А.

Урбоэкология и мониторинг состояния окружающей среды: учеб.-метод. пособие
Орел: Картуш, 2016
 
Л1.2
Коротченко И. С.

Урбоэкология и мониторинг: курс лекций
Красноярск: КрасГАУ, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кругляк, В. В., Карташова, Н. П.

Урбоэкология и мониторинг среды [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2010
 
Л2.2
Мананков А. В.

Урбоэкология и техносфера: учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Лаврова, О. П. Обследование состояния зеленых насаждений по методу инвентаризации : учебное пособие / О. П. Лаврова. — Нижний Новгород : ННГАСУ, 2020. — 87 с. — ISBN 978-5-528-00385-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/164864 (дата обращения: 04.09.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
 
Э2
Маршалкович, А. Х. Управление качеством городской среды : учебное пособие / А. Х. Маршалкович, Т. А. Алешина. — Москва : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2008. — 163 c. — ISBN 5-7264-0442-4. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/17001.html (дата обращения: 04.09.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
 
Э3
Губейдуллина, А. Х. Урбоэкология и мониторинг : методические указания / А. Х. Губейдуллина. — Казань : КГАУ, 2018. — 24 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138609 (дата обращения: 04.09.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
 
Э4
Капица, Е. А. Урбоэкология / Е. А. Капица. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2017. — 68 с. — ISBN 978-5-9239-0948-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/94730 (дата обращения: 04.09.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
 
стр. 7
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.2
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-112
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Лаб
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно

ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной

литературы. Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• лабораторные занятия

• самостоятельную работу

• • консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием

 
стр. 8
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее

главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания обучающихся

структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать

начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому

разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна

охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную

работу.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного

материала с элементами обсуждения. Лекционный материал может сопровождаться

конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения

положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения;

• приобретение навыков анализа полученных результатов;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое лабораторных занятие целесообразно начинать с повторения теоретического

материала (устный опрос).

На лабораторных занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные

надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить

глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать

поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Самостоятельная работа обучающихся предусматривает:

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное

изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к

экзамену. При возникновении затруднений в ходе самостоятельного изучения тем,

обучающийся может обратиться за консультацией к преподавателю.

Подготовка к учебным занятиям.

В ходе подготовки к учебному занятию обучающимся следует внимательно

ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий

теоретический материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только

имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к

монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к

материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить

изучаемую проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения. С другой стороны,

обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму

полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее на

современном этапе развития науки подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений,

событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение индивидуальных заданий.

Выполнение индивидуальных заданий (рефератов, докладов; подготовку к устным

опросам) призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и

дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить

пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые

могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе

проведения текущего контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых

сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное

познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить

успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении

дисциплины. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг

вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных

индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и

фронтальной проверок на учебных занятиях.

Консультации могут быть индивидуальными или групповыми, проводиться в

соответствующих аудиториях или в информационно-образовательной среде вуза. Текущий

контроль и аттестация

Текущий контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой

дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования.

При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный

материал.

Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при

успешном выполнении всех видов учебных занятий.

 
стр. 9
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.