2025-2026_35_03_10_24_ЛА_plx_Организация рельефа и геопластика_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация рельефа и геопластика
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_24_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., доцент, Ширяева Н.А.
 
Организация рельефа и геопластика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование навыков проектирования организации рельефа на отдельных участках и объектах ландшафтной архитектуры в целом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в проектную деятельность (анализ ландшафтно-градостроительной ситуации)
2.1.2
Творческая практика (по проектированию открытых пространств)
2.1.3
Введение в проектную деятельность (подготовка рабочей документации и ПОС)
2.1.4
Введение в проектную деятельность (основы геодезических изысканий)
2.1.5
Ознакомительная практика (геодезическая)
2.1.6
Геодезия
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-исследовательская работа
2.2.2
Исполнительская практика
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-2: Способен разрабатывать отдельные элементы и фрагменты проекта объекта ландшафтной архитектуры в составе общей проектной документации
 
ПК-2.1: Осуществляет и обосновывает выбор оптимальных методов и средств разработки отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-2.2: Определяет строительные материалы и технологии, изделия и конструкции, применяемые при строительстве объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, их технические, технологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
6
16
6
Лабораторно-практические занятия
16
16
Контактная работа Контроль
0,2
0,35
0,2
0,35
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,2
32,35
32,2
32,35
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
108
108,15
108
108,15
 
стр. 4
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 7
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,8
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1. «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЛЬЕФА И ГЕОПЛАСТИКА»

 
1.1
Вертикальная планировка.

Геопластика искусственных элементов рельефа. /Лек/

Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
1.2
Инженерная подготовка озеленяемых территорий. Анализ и оценка

рельефа территории проектируемого объекта. /Лаб/

Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
1.3
/Ср/
Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
 
Раздел 2. Модуль 2 «ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ»

 
2.1
Основные методы и этапы вертикальной планировки. /Лек/
Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
2.2
Высотное решение территории объекта. Особенности проектирования

вертикальной планировки озеленяемых территорий. /Лаб/

Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

8
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
стр. 5
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
2.3
/Ср/
Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
2.4
Картограмма земляных работ.

Производство работ по вертикальной планировке. /Лек/

Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
2.5
Определение объемов земляных работ. Вынесение проектов

вертикальной планировки в натуру. /Лаб/

Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
2.6
/Ср/
Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

20
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
2.7
/КА/
Л1.1Л2.7 Л2.6 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.8Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

0,35
ПК-2.1 ПК-2.2
7
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Теодоронский В. С., Сабо Е. Д., Фролова В. А.

Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1

Архитектура и строительство России: периодическое издание
, 2019
 
Л2.2

Архитектура, Строительство, Дизайн: периодическое издание
, 2019
 
Л2.3

Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века: периодическое издание
, 2019
 
стр. 6
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО РОССИИ

NAUCHNO-PRAKTICHESKIII I KUL'TURNO-PROSVETITEL'SKII ZHURNAL: периодическое издание

, 2021
 
Л2.5

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: периодическое издание

, 2021
 
Л2.6
Шукуров, И. С.

Вертикальная планировка территорий. Основы автоматизированного проектирования: учеб. пособие
М.: АСВ, 2012
 
Л2.7
Теодоронский, В. С., Степанов, Б. В.

Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство. Вертикальная планировка озеленяемых территорий: учеб. пособие
М.: Изд-во МГУЛ, 2009
 
Л2.8
Казнов, С. Д., Казнов, С. С.

Вертикальная планировка городских территорий: учебное пособие
Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Шадрин И. А.

Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры: методические указания по выполнению курсового проекта
Красноярск: КрасГАУ, 2020
 
Л3.2
Шадрин И. А.

1Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры: методические указания к выполнению самостоятельных работ
Красноярск: КрасГАУ, 2020
 
Л3.3
Орехов, М. М., Курбанова, Л. К.

Геодезия. Расчетно-графическая работа № 4 «Вертикальная планировка»: методические указания
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
евяко, И. И. Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры : учебное пособие / И. И. Ревяко. — Новочеркасск : Новочерк. инж.-мелиор. ин-т Донской ГАУ, 2018. — 193 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134787 (дата обращения: 22.06.2022)
 
Э2
Сокольская, О. Б. Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание : учебное пособие / О. Б. Сокольская, В. С. Теодоронский. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 720 с. — ISBN 978-5-8114-1715-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/211808 (дата обращения: 22.06.2022)
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.2
Microsoft Windows 7 Professional
6.3.1.3
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
6.3.1.5
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.6
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.7
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.8
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
стр. 7
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

 
2-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

Лаб
Microsoft Windows 7 Professional

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также рекомендуемая

литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами обсуждения или конкретными примерами.

Подготовка к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять

 
стр. 8
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной

работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде образовательной организации.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение  и индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы,

помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал Обучающийся получает допуск к сдаче экзамена (промежуточная аттестация) при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.