2025-2026_35_03_10_24_ЛА_plx_История садово-паркового искусства_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Ландшафтной архитектуры
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История садово-паркового искусства
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_24_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., доцент, Коренькова Е.А.
 
История садово-паркового искусства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 08.02.2024 г. № 7

Зав. кафедрой Ковешников Алексей Иванович

Ландшафтной архитектуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
- формирование основ эстетического мировоззрения;
1.2
- развитие профессиональной и терминологической лексики;
1.3
- усвоение знаний, обеспечивающих понимание общих закономерностей и конкретных
1.4
- проявлений стилистических решений объемно-пространственной организации садов и парков, формирования и построения пейзажей.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в профессию
2.1.2
История садово-парковых комплексов Орловской области
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектирование малых архитектурных форм в ландшафтной архитектуре
2.2.2
Основы архитектуры и градостроительства
2.2.3
Строительное дело и материалы
2.2.4
Введение в проектную деятельность (подготовка рабочей документации и ПОС)
2.2.5
Ландшафтное проектирование
2.2.6
Макетирование
2.2.7
Теория ландшафтной архитектуры
2.2.8
Архитектурная графика и основы композиции
2.2.9
Топиарное искусство
2.2.10
Введение в проектную деятельность (анализ ландшафтно-градостроительной ситуации)
2.2.11
Ландшафтное искусство
2.2.12
Ландшафтный дизайн
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-1: Способен проводить предпроектные исследования и осуществлять подготовку данных для разработки разделов проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
 
ПК-1.1: Использует методологию проведения ландшафтного анализа территорий
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Осуществляет поиск, подготовку, обработку и документальное оформление данных и информации, необходимых для составления задания на проектирование.
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Определяет технологию проведения натурных обследований территории, включая фотофиксацию объекта, геодезическую съемку, оценку существующих насаждений, почвенно-гидрологические изыскания.
 
 
 
 
 
 
ПК-2: Способен разрабатывать отдельные элементы и фрагменты проекта объекта ландшафтной архитектуры в составе общей проектной документации
 
ПК-2.1: Осуществляет и обосновывает выбор оптимальных методов и средств разработки отдельных элементов и фрагментов объекта ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
ПК-2.2: Определяет строительные материалы и технологии, изделия и конструкции, применяемые при строительстве объектов ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, их технические, технологические, эстетические и эксплуатационные характеристики
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
6
10
6
Лабораторно-практические занятия
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,25
0,1
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,25
22,1
22,25
Сам. работа
49,9
49,75
49,9
49,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 2
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль I «Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве»

 
1.1
Регулярное стилевое

направление в

садово-парковом

искусстве /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
1.2
Практическая работа No1. Регулярное

стилевое направление в садово-парковом

искусстве. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.3

4
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
1.3
Семинар «Регулярное стилевое

направление в садово-парковом искусстве» /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.3 Л3.2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
стр. 5
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
1.4
Проработка лекций, работа с рекомендованной литературой. Подготовка сообщений-

презентаций к семинарам.

Выполнение практических

работ. /Ср/

Л1.3 Л1.1 Л1.4 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3 Л3.2

17,75
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
 
Раздел 2. Модуль II «Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве»

 
2.1
Пейзажное стилевое направление в

садово-парковом искусстве  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
2.2
Практическая работа No2. Пейзажное

стилевое направление в садово-парковом искусстве /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.3 Л3.2

4
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
2.3
Семинар «Пейзажное стилевое

направление в садово-парковом искусстве» /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.2

2
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
2.4
Проработка лекций, работа с рекомендованной литературой. Подготовка сообщений-

презентаций к семинарам.

Выполнение практических

работ. /Ср/

Л1.3 Л1.1 Л1.4 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3 Л3.2

18
ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
 
Раздел 3. Модуль III «Методология проведения научных исследований по изучению садово-парковых объектов исторического наследия»

 
3.1
Методология проведения научных

исследований по изучению садово-

парковых объектов исторического

наследия /Лек/

Л1.3 Л1.4 Л1.2Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
 
3.2
Практическая работа No3. Проведение

научных исследований по изучению

садово-парковых объектов сторического наследия /Пр/

Л1.4 Л1.2Л2.2Л3.1 Л3.3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
 
3.3
Семинар «Методология проведения

научных исследований по изучению

садово-парковых объектов исторического

наследия» /Пр/

Л1.2Л2.2Л3.3

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
 
3.4
Проработка лекций, работа с рекомендованной литературой. Подготовка сообщений-

презентаций к семинарам.

Выполнение практических

работ. /Ср/

Л1.3 Л1.1 Л1.4 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3 Л3.2

14
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
 
3.5
Зачет /КЗ/
Л1.3 Л1.1 Л1.4 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3 Л3.2

0,25
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2
2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 6
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сокольская, О. Б.

Садово-парковое искусство: формирование и развитие: учеб. пособие
СПб.: Лань, 2013
 
Л1.2
Сокольская О. Б., Теодоронский В. С.

Специализированные объекты ландшафтной архитектуры: проектирование, строительство, содержание
Санкт-Петербург: Лань, 2022
 
Л1.3
Сокольская, О. Б., Теодоронский, В. С.

Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие
М.: Академия, 2007
 
Л1.4
Вишнякова, С. В.

Основы лесопаркового хозяйства. Ландшафтный анализ территории [Электронный ресурс]: методические указания по выполнению самостоятельной практической работы для студентов заочной и очной форм обучения
Екатеринбург: Изд-во УГЛТУ, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кругляк В. В.

Садово-парковое искусство
Воронеж: ВГАУ, 2016
 
Л2.2
Сычева, А. В.

Ландшафтная архитектура: учеб. пособие
М.: Оникс, 2007
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сокольская, О. Б., Кузин, А. Н.

Анализ состояния парка князей Волконских в селе Владыкино Саратовской области и рекомендации по его использованию
 
Л3.2
Ковешникова, Н. А.

Ландшафтно-стилистический анализ усадебных парков Орловской области [Электронный ресурс]: магистерская диссертация
Орел: , 2020
 
Л3.3
Булгакова, К. В., Кавешников, А. И.

Садово-парковый комплекс в структуре усадьбы
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.3
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.4
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
2-112
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект  проектор Epson EB – X14G;

- проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

Пр
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 7
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.
 
ИСИ-209
Помещение для самостоятельной работы
Столы, стулья на 12 посадочных мест; комплект компьютерной техники в сборе (Рабочая станция в составе: ПЭВМ Flextron  Intel Pentium G860 / ОЗУ4 Гб/500Гб/ DWD-RW/450W, монитор ACER, клавиатура, мышь) в количестве 11 единиц с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечения доступа в электронную информационно-образовательную среду Орловского ГАУ, доска настенная.
Ср
ООО "Лаборатория ММИС"

Microsoft Windows Professional 8 версия 8

Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
2-206
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Специализированная мебель, рабочее место преподавателя: переносной комплект проектор Epson EB – X14G; проекционный экран 97 - 100";

- кабели коммутации;

- ноутбукLX.AL80X.089 AS4720Z-3A2G16M1T2370/1 4.1"/2Gb.

- учебно-наглядные пособия, обеспечивающие тематические иллюстрации в соответствии с рабочей программой

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с

тематическим планом занятий, списком рекомендованной учебной и научной литературы. Следует

уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции;

• практические занятия

• устный опрос;

• тестирование;

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим

занятиям; выполнение индивидуальных заданий, в том числе рефератов, докладов, подготовку к

устным опросам, зачету и пр.);

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных

форм обучения. Каждая лекции раскрывает сущность темы и анализирует ее главные положения. На

первой лекции доводится до обучающихся структура дисциплины и ее разделы, а также

рекомендуемая литература. Содержание лекций определяется рабочей программой учебной

дисциплины. Каждая лекция охватывает определенную тему учебной дисциплины. Для

максимального усвоения дисциплины изложение лекционного материала происходит с элементами

обсуждения или конкретными примерами.

Подготовка к практическим занятиям

В ходе подготовки к практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться

с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный

материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной

литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из

специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой

информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее

обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить

сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в

 
стр. 8
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий

продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в работе способствует более

глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и

формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения

применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Самостоятельное изучение теоретического материала

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение,

обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии

обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось

разобрать самостоятельно в межсессионный период. Задания для самостоятельной работы

рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при

промежуточной аттестации обучающегося (сдаче зачета). Задания для самостоятельной работы

составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия,

либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем

учебный материал в объеме запланированных часов. Примерный курс лекций, методические

рекомендации для проведения практических занятий, методические рекомендации для

самостоятельной работы содержатся в УМК дисциплины и информационной образовательной среде

образовательной организации.

Выполнение индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме

выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить

внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы,

помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный учебный материал. Индивидуальные

задания обычно содержат тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний

обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточного контроля и аттестации, так и для

самопроверки знаний обучающимися. Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых

заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное

познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость

обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать им помощь в изучении дисциплины. При

проведении самотестирования, обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили

слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных

индивидуальных заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной

проверок на учебных занятиях.

Промежуточный контроль и аттестация

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины

осуществляется на учебных занятиях в виде устного опроса и тестирования. При подготовке к

аудиторным занятиям, обучающимся необходимо повторить изученный материал

Обучающийся получает допуск к сдаче зачета (промежуточная аттестация) при успешном

выполнении вех видов учебных занятий.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.