2025-2026_35_03_10_24_ЛА_plx_Биологические основы устойчивости зеленых насаждений_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Земледелия, селекции и растениеводства
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_24_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., старший преподаватель, Икусов Р.А.
 
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от __ __________ 2025 г. № __

Зав. кафедрой Мельник Анатолий Федорович

Земледелия, селекции и растениеводства
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области биологических основ устойчивости зеленых насаждений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в профессию
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Декоративная дендрология
2.2.2
Почвоведение
2.2.3
Основы архитектуры и градостроительства
2.2.4
Ландшафтное проектирование
2.2.5
Теория ландшафтной архитектуры
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1: Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
 
ОПК-5: Способен участвовать в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;
 
ОПК-5.1: Использует средства и методы работы с библиографическими, архивными источниками
 
 
 
 
 
ОПК-5.2: Использует методологию анализа данных о социально-культурных условиях района ландшафтного строительства, включая наблюдение, опрос, интервьюирование и анкетирование.
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Лабораторные
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Контактная работа Контроль
0,35
0,35
0,35
0,35
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32,35
32,35
32,35
32,35
Сам. работа
40
40
40
40
Часы на контроль
35,65
35,65
35,65
35,65
Итого
108
108
108
108
 
стр. 4
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Общая трудоемкость
3 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
108
экзамены 2
в том числе:
аудиторные занятия
32
самостоятельная работа
40
часов на контроль
35,65
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Основы физиологии и экологии растений.

 
1.1
Общие понятия стресса и адаптации у растений. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.2
Окислительный стресс. Высокотемпературный стресс. Жароустойчивость. Холодостойкость растений и морозоустойчивость растений. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.3
Действие дефицита воды и засухоустойчивость. Переувлажнение как источник стресса. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.4
Устойчивость растений к нарушениям минерального питания. Устойчивость растений к тяжёлым металлам, ионизирующим излучениям, пестицидам, патогенным микроорганизмам. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

2
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.5
Основы цитологии и гистологии растений. /Лаб/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.6
Неблагоприятные факторы биотической и абиотической природы, воздействующие на растения. /Лаб/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.7
Экологические группы растений. Виды зелёных насаждений. /Лаб/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

4
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.8
Разнообразие жизненных форм растений. Виды зелёных насаждений. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

12
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.9
/Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

40
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
1.10
/КА/
Л1.2 Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2 Л3.1

0,35
ОПК-1.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2
2
 
стр. 5
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Корягин Ю. В., Корягина Н. В., Арефьев А. Н., Куликова Е. Г.

Биология почв: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л1.2
Цибулевский А. Ю., Мамонтов С. Г.

Биология в 2 т. Том 1: Учебник и практикум Для вузов
Москва: Юрайт, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Громадин А. В., Матюхин Д. Л.

Дендрология: учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л2.2
Костычев П. А., Вильямс В. Р.

Почвоведение: -
Москва: Юрайт, 2022
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Таланов И. П.

Растениеводство. Практикум: учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2022
 
Л3.2
Жохова Е. В., Скляревская Н. В.

Ботаника: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Научная электронная библиотека Орловского ГАУ
 
Э2
Научная электронная библиотека 
 
Э3
ЭБС. Издательство «Лань»
 
Э4
Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» 
 
Э5
Электронная библиотека 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.5
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010
6.3.1.6
Microsoft Windows Server Standard 2012 Russian Academic версия 2012
6.3.1.7
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
стр. 6
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
4-215
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточных аттестаций
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
4-201
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к интернету и обеспечением доступа в электронно-информационную среду
Специализированная мебель

Рабочее место преподавателя

Сканер,

Фильтр Defender – 3 шт

Рабочая станция, конфигурация 3 в составе: ПЭВМ FlextronIntel Corei 3 2120 / 4Гб / DVD –RV / 450 Вт в количестве 6 штук с возможностью подключения к сети

Ср
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
4-208
Аудитория для проведения Государственной итоговой аттестации. Аудитория для подготовки и защиты государственного экзамена и ВКР
стол - 28 шт,

стул - 52 шт,

огнетушитель - 1 шт,

доска - 1 шт,

стенд - 5 шт,

Персональный компьютер (конфиг. 3) - 1 шт, Проектор SANYOPromax XtraX - 1 шт,

Проектор PolycomMPTZ-5P -  шт.

Лек
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007

Microsoft Windows XP Professional

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену. К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с конспектами по изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий  допуска обучающегося до сдачи экзамена.

• Подготовка к собеседованию.

В ходе подготовки к  занятию по собеседованию обучающийся  внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебно-методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующие в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в собеседовании способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления. В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных экономических ситуациях.

• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При 

 
стр. 7
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

• Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на семинарских занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

Обучающийся получает допуск к экзамену при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• устный опрос

• тестирование

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)

• контрольные работы

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения:

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.