2025-2026_35_03_10_24_ЛА_plx_Почвоведение_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Земледелия, селекции и растениеводства
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Почвоведение
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_24_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.с.-х.н., доцент, Кондрашин Борис Сергеевич
 
Почвоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 26.05.2023 г. № 13

Зав. кафедрой Бобкова Юлия Анатольевна

Земледелия, селекции и растениеводства
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование знаний о физических, физико-химических и
1.2
биофизических процессы в системе “почва - растение -деятельный слой атмосферы”,
1.3
изучение основных закономерностей продукционного процесса, знакомство с научными
1.4
основами, методами, техническими, математическими средствами и агроприемами
1.5
рационального использования природных ресурсов, повышения эффективности и
1.6
устойчивости агроэкосистем, земледелия и растениеводства в полевых и регулируемых
1.7
условиях, защите почв от деградации, об основных приемах регулирования почвенного
1.8
плодородия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Химия почв
2.1.2
История садово-парковых комплексов Орловской области
2.1.3
Геодезия
2.1.4
История садово-паркового искусства
2.1.5
Биологические основы устойчивости зеленых насаждений
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Декоративная дендрология
2.2.2
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) по урбоэкологии и мониторингу
2.2.3
Проектная деятельность
2.2.4
Фитопатология и энтомология
2.2.5
Гидротехнические мелиорации ландшафта
2.2.6
Дендрометрия
2.2.7
Основы лесоведения
2.2.8
Основы лесопаркового хозяйства
2.2.9
Лесомелиоративное ландшафтоведение
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
 
ОПК-1.1: Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области ландшафтной архитектуры
 
 
 
 
 
 
ПК-1: Способен проводить предпроектные исследования и осуществлять подготовку данных для разработки разделов проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
 
ПК-1.1: Использует методологию проведения ландшафтного анализа территорий
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Осуществляет поиск, подготовку, обработку и документальное оформление данных и информации, необходимых для составления задания на проектирование.
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Определяет технологию проведения натурных обследований территории, включая фотофиксацию объекта, геодезическую съемку, оценку существующих насаждений, почвенно-гидрологические изыскания.
 
 
 
 
 
 
стр. 4
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
8
10
8
Лабораторно-практические занятия
12
12
Контактная работа Контроль Зачет
0,1
0,25
0,1
0,25
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,1
22,25
22,1
22,25
Сам. работа
49,9
49,75
49,9
49,75
Итого
72
72
72
72
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
зачеты 3
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
49,9
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Модуль 1. «Факторы почвообразования, состав и свойства почв»

 
1.1
Основы почвоведения, связь

дисциплины с другими науками.

Общая схема почвообразовательного

процесса. Формирование почвенного

профиля. /Лек/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
стр. 5
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
1.2
Структура почвы. Агрономическое

значение структуры почв.

Проблемные ситуации по

оптимизации структуры в связи с

внедрением интенсивных

технологий. Общие физические и

физико-механические свойства почв.

Мероприятия по улучшению

физических и физико-механических

свойств почв в интенсивном

земледелии. /Лек/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.3
Почвообразующие породы /Пр/
Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.4
Определение гранулометрического

состава почв методом пипетки, 2

пробы /Пр/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.5
Определение органического

вещества почв по методу Тюрина в

модификации Симакова /Пр/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.6
Определение величины рН водной и

солевой суспензии почв /Пр/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.7
Определение гидролитической

кислотности почвы. Определение суммы обменных

оснований. /Пр/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.8
/Ср/
Л2.2 Л2.1Л3.1

10
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.9
/Ср/
Л2.2 Л2.1Л3.1

10
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
 
Раздел 2. Модуль 2. «Основные типы почв и их свойства».

 
2.1
Принципы агропочвенного

районирования. Оценка земель.

Почвенные карты и картограммы.

Экологические функции почв в

интенсивном земледелии. /Лек/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.2
Почвы таежно-лесной зоны:

подзолистые, дерново-подзолистые,

болотные почвы. Агрономическая

оценка и пути окультуривания почв

таежно-лесной зоны. /Лек/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.3
Почвы таежно-лесной зоны.

Серые лесные почвы лесостепной

зоны.

Черноземы лесостепной и степной

зон. /Пр/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.4
Почвенные карты и картограммы.

Агроэкологическая типология и

классификация земель.

Использование материалов

почвенных исследований. /Пр/

Л2.2 Л2.1Л3.1

2
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
стр. 6
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
2.5
/Ср/
Л2.2 Л2.1Л3.1

10
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.6
/Ср/
Л2.2 Л2.1Л3.1

10
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.7
/Ср/
Л2.2 Л2.1Л3.1

9,75
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.8
/КЗ/
Л2.2 Л2.1Л3.1

0,25
ОПК-1.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Несговорова Н. П., Савельев В. Г.

Почвоведение с основами экологии почв (региональный компонент): учебное пособие
Курган: КГУ, 2020
 
Л2.2
Слюсарев В. Н.

Мелиоративное почвоведение: учебное пособие
Краснодар: КубГАУ, 2019
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Рябинина О. В.

Почвоведение с основами географии почв: состав и свойства почв: учебное пособие
Иркутск: Иркутский ГАУ, 2020
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
ООО "Лаборатория ММИС"
6.3.1.4
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
4-307
Лаборатория почвоведения и геологии
Аналитическая лаборатория. Весы лабораторные ВЛКТ-500. Весы лабораторные ВЛР-200. Весы лабораторные электронные. Встряхиватель. Вытяжной шкаф из лаб. ЛОХ1. Дистилятор ДЭ-4. Прибор рН 410. Нитратомер НИКОН 2.СП-200 комплект сит для почвы.

Стенды: 1.Экологическая 

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 7
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
роль почвы. Почвенная карта России. 2. Почвенная карта Орловской области. 3. Геологическая карта Орловской области. 4. Коллекция минералов и горных пород. 5. Монолиты почв почвенно-природных зон России и монолиты почв природно-экологических зон Орловской области. 6. Образцы-монолиты горных пород, геологического разреза Орловской области
 
4-201
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к интернету и обеспечением доступа в электронно-информационную среду
Специализированная мебель

Рабочее место преподавателя

Сканер,

Фильтр Defender – 3 шт

Рабочая станция, конфигурация 3 в составе: ПЭВМ FlextronIntel Corei 3 2120 / 4Гб / DVD –RV / 450 Вт в количестве 6 штук с возможностью подключения к сети

Ср
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
4-319
Учебная аудитория для проведения лекционных занятий и занятий семинарского типа
Стол и стул преподавателя Специализированная мебель Телевизор LG 75UN81006LB

Видеокамера IP TRASSIR TR-D4141IR1 (для наблюдения за аудиторией во время лекций)

WEBcam Logitech с920 (для преподавателя)

Пульт для презентаций Logitech Wireless Presenter R400

Роутер MIKROTIK HAP AC2

Точка доступа Mikrotic CapAC Кондиционер настенного типа Kenatatsu

Доска магнитно-маркерная на подставке 2-сторонняя,

Моноблок Lenovo IdeaCentre AIO 3 -24 шт. (F0EU009DRK) Коллекция удобрений компании "Фосагро" Стенды

Лек
Microsoft Office 2010 Standard версия 2010

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

Microsoft Windows 10 Pro

 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.Самостоятельное изучение теоретического материала.

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, обучающийся прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. К началу сессии обучающийся готовит к контактной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период.

Подготовка к лабораторно-практическим занятиям.

В ходе подготовки к лабораторно-практическому занятию обучающимся следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволит в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, обучающимся следует помнить, что они должны не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

 
стр. 8
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
В целом же активное заинтересованное участие обучающихся в семинарской работе способствует более глубокому изучению дисциплины, повышению уровня культуры будущих специалистов и формированию основ профессионального мышления.

В ходе занятий отрабатываются умения применять полученные теоретические знания в различных ситуациях.

Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

Подготовка к контрольным работам (диктантам, тестам) по основным терминам и понятиям курса.

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на лабораторно-практических семинарских) занятиях. При подготовке к контактным самостоятельным и контрольным работам, обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

Обучающийся получает допуск к экзамену при успешном выполнении вех видов учебных занятий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• лабораторные занятия

• устный опрос

• тестирование

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, эссе; курсовое проектирование, индивидуальные расчеты по методическим указаниям к изучению дисциплины, подготовка к контрольным работам, устным опросам, зачетам и экзаменам и пр.)

• контрольные работы

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения лабораторных занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

• умение выбирать оптимальный метод решения:

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На лабораторных занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации

обучающегося (при сдаче зачета, экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены контактные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

 
стр. 9
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.