2025-2026_35_03_10_24_ЛА_plx_Фитопатология и энтомология_Ландшафтная архитектура
 
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина»
 
Агроэкологии и защиты растений
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Фитопатология и энтомология
______________ 2025 г.
Декан факультета/директор института (колледжа)
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
35.03.10_24_ЛА.plx

35.03.10 Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура

______________Мысишин Игорь Сергеевич
Инженерно-строительный институт
 
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
 
Орёл 2024
 
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат с.-х. наук, Доц., Ерёмин Леонид Петрович
 
Фитопатология и энтомология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)
 
35.03.10 Ландшафтная архитектура
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.08.2025 протокол № 13.
 
Протокол от 02.02.2023 г. № 7

Зав. кафедрой Резвякова Светлана Викторовна

Агроэкологии и защиты растений
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Согласовано на заседании МК, протокол №___ от  __  __________20__г.
Председатель МК
               
 
стр. 3
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
подготовка высококвалифицированных бакалавров  по защите растений, способных к творческому решению теоретических и практических задач профессионально деятельности в современных условиях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 
ПК-1: Способен проводить предпроектные исследования и осуществлять подготовку данных для разработки разделов проектной документации на объекты ландшафтной архитектуры
 
ПК-1.1: Использует методологию проведения ландшафтного анализа территорий
 
 
 
 
 
ПК-1.2: Осуществляет поиск, подготовку, обработку и документальное оформление данных и информации, необходимых для составления задания на проектирование.
 
 
 
 
 
ПК-1.3: Определяет технологию проведения натурных обследований территории, включая фотофиксацию объекта, геодезическую съемку, оценку существующих насаждений, почвенно-гидрологические изыскания.
 
 
 
 
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
15 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
8
10
8
Лабораторно-практические занятия
12
12
Контактная работа Контроль
0,2
0,35
0,2
0,35
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,2
22,35
22,2
22,35
Сам. работа
14
14
14
14
Часы на контроль
35,8
35,8
35,8
35,8
Итого
72
72,15
72
72,15
 
Общая трудоемкость
2 ЗЕТ
Виды контроля  в семестрах:
Часов по учебному плану
72
экзамены 3
в том числе:
аудиторные занятия
22
самостоятельная работа
14
часов на контроль
35,8
 
стр. 4
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература и эл. ресурсы
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Пр. подгот.
Примечание
Инте

ракт.

 
 
Раздел 1. Характеристика болезней растений

 
1.1
Характеристика болезней растений. Типы болезней /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.2
Инфекционные и неинфек-ционные болезни растений. /Лек/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
1.3
/Лаб/
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
стр. 5
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
1.4
Типы болезней. Дендропарк ОрелГАУ

Систематика грибов

Болезни семян, сеянцев, хвои, листьев

Дендропарк ОрелГАУ

Сосудистые, некрозно-раковые болез-ни древесных пород. Дендропарк ОрелГАУ

Гнилевые болезни древесных пород

/Пр/

Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
 
Раздел 2. Вопросы общей энтомологии

 
2.1
Систематика насекомых.

Вредители древесных и цве-точных культур.

/Лек/

Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.2
/Лаб/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
2.3
Разрушение древесины на складах

Лесохозяйственные методы

Химический метод

/Пр/

Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
 
стр. 6
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Раздел 3. Вредители древесины

 
3.1
Разрушение древесины на складах. Меры борьбы с бо-лезнями.

Лесохозяйственные методы.

Химический метод.

/Лек/

Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
3.2
/Ср/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

14
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
3.3
/КА/
Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17 Э18 Э19 Э20 Э21 Э22 Э23 Э24 Э25 Э26 Э27

0,35
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 7
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Пикушова Э. А.

Защита растений: современное состояние и перспективы развития: учебное пособие
Краснодар: КубГАУ, 2019
 
Л1.2
Чулкина, В. А., Торопова, Е. Ю.

Агротехнический метод защиты растений ( экологически безопасная защита растений ): учеб. пособие
М.: Маркетинг; Новосибирск:ЮКЭА, 2000
 
Л1.3
Дьяков, Ю. Т.

Фундаментальная фитопатология [Электронный ресурс]
М.: КРАСАНД, 2012
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Грязева В. И.

Лесная фитопатология: учебное пособие
Пенза: ПГАУ, 2020
 
Л2.2
Семенкова, И. Г.

Фитопатология. Дереворазрушающие грибы, гнили и патологические окраски древесины (определительные таблицы): учеб. пособие
М.: Изд-во ГОУ ВПО МГУЛ, 2008
 
Л2.3
Шкаликов, В. А., Белошапкина, О. О., под ред. В. А. Шкаликов

Защита растений от болезней: учебник
М.: КолосС, 2010
 
Л2.4
Рогулев, А. Ф.

Лесная фитопатология [Электронный ресурс]
Орел: , 2012
 
Л2.5
Рогулев, А. Ф.

Общая и лесная фитопатология: метод. рекомендации для студентов очного и заочного обучения специальностей : 250100 - Лесное дело, 250203 - Садово-парковое и ландшафтное строительство
Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2013
 
Л2.6
Рогулев, А. Ф.

Фитопатология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура»
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2016
 
Л2.7
Рогулев, А. Ф., Осин, А. А.

Фитопатология [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для  лабораторно-практических занятий
Орел: Изд-во Орловского ГАУ, 2018
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Дьяков Ю. Т., Еланский С. Н.

Общая фитопатология: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
Л3.2
Лухменев, В. П.

Фитопатология [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Оренбург: Изд-во ОГАУ, 2012
 
Л3.3
Попкова, К. В.

Общая фитопатология [Электронный ресурс]: учебник для вузов
М.: Дрофа, 2005
 
Л3.4
Сычёва, И. В.

Защита растений от болезней [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для бакалавров по направлениям подготовки «Агрономия», «Агрохимия и агропочвоведение», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2012
 
Л3.5
Чикин, А. Ю.

Общая фитопатология [Электронный ресурс]: учеб. пособие
Томск: ТГУ, 2001
 
6.2. Электронные учебные издания и электронные образовательные ресурсы
 
Э1
Всероссийский НИИ защиты растений РАСХН
 
Э2
Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
 
Э3
Московский государственный университет леса
 
Э4
Аграрная наука 
 
Э5
Аграрная Россия 
 
Э6
Защита и карантин растений 
 
Э7
Вестник защиты растений
 
Э8
Земледелие 
 
Э9
Инновации и продовольственная безопасность

 
Э10
Плодоводство и ягодоводство России

 
Э11
Почвоведение
 
стр. 8
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
Э12
Проблемы агрохимии и экологии 
 
Э13
ЭБС издательства «IPRbooks».

 
Э14
ЭБС издательства «Лань».

 
Э15
ЭБС издательства «Юрайт»
 
Э16
Электронный каталог (AИБС «МАРК-SQL»): 
 
Э17
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU  
 
Э18
Официальный сайт Министерства сельского хозяйства 
 
Э19
Портал открытых данных.
 
Э20
Международная реферативная база данных WebоfScience.
 
Э21
Международная реферативная база данных Scopus.  

 
Э22
Географический справочник 
 
Э23
Агропромышленный портал АГРОXXI
 
Э24
СПС «Консультант Плюс».
 
Э25
СПС «Кодекс».
 
Э26
СПС «Гарант»
 
Э27
Журнал «Теория и планирование». 
 
6.3.1 Лицензионное и свободно распространяемое программное обеспечение, в том числе отечественного производства
 
6.3.1.1
Microsoft Windows Professional 8 версия 8
6.3.1.2
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013
6.3.1.3
Microsoft Windows XP Prof, x64 Ed
6.3.1.4
Microsoft Office Professional Plus 2007 Russian Academic версия 2007
6.3.1.5
ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн
 
6.3.2  Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Группа компаний Кодекс/Техэксперт
6.3.2.2
1c: Бухгалтерия
 
7. МТО (оборудование и технические средства обучения)
Ауд
Назначение
Вид Работ
Оснащение
Программное обеспечение
 
4-317
Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа
Стол преподавателя-1 шт., Стул преподавателя – 1 шт., Стол ученический  -10, Стул ученический – 10,  Моноблок Lenjvo idea -11 шт.,  Интерактивная доска Screen Media – 1 шт., Мультимедийный проектор BenQ MX 532 -1 шт
Лаб
Microsoft Office 2013 Russian Academic версия 2013

ООО "Лаборатория ММИС" визуальная студия тестирования, тестирование онлайн

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год

Microsoft Windows 10 Pro

 
4-301
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа
Стол и стул преподавателя;

стол ученический 6, стул 15;

Жидкокристаллический телевизор MTV-4028LTA200758/с програмным обеспечением;

Аквадестилятор  ДЭ-4;

Микроскоп Биомед-2;

Комплект лаборатории исследования пестецидов;

стенды: «Хлебное зерно с семянной оболочкой», «Комплексная защита (картофель, соя)», «Комплексная защита (рапс, лен)»,

«Комплексная защита (кукуруза, сахарная свекла)», «Комплексная защита (подсолнечник, зерновые культуры)», 

Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
стр. 9
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
«Щелково агрохим Новые аргументы Новые возможности»;

Мультимедийный-проектор EPSON;

Рулонный настенный экран Draper

 
4-201
Помещение для самостоятельной работы с возможностью подключения к интернету и обеспечением доступа в электронно-информационную среду
Специализированная мебель

Рабочее место преподавателя

Сканер,

Фильтр Defender – 3 шт

Рабочая станция, конфигурация 3 в составе: ПЭВМ FlextronIntel Corei 3 2120 / 4Гб / DVD –RV / 450 Вт в количестве 6 штук с возможностью подключения к сети

Ср
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса — Стандартный Russian Edition 2021 год
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся необходимо внима-тельно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендо-ванной научной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.

• Самостоятельное изучение теоретического материала.

• Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий.

Для закрепления теоретического материала обучающиеся по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание обучающихся на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты, которые могут быть использованы как для проверки знаний обучающихся преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на занятиях, а также для самопроверки знаний обучающимися.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет преподавателю не только оценить успеваемость обучающихся на любом этапе их обучения, но и оказать помощь самим студентам в изучении курса. При проведении самотестирования обучающиеся могут выявить тот круг вопросов, который усвоили слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы обучающихся по выполнению те-стовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помо-щью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на практических занятиях.

• Подготовка к контрольным работам  по основным терминам и понятиям курса

Промежуточный контроль знаний по основным терминам и понятиям изучаемой дисциплины осуществляется на практических занятиях. При подготовке к аудиторным самостоятельным и контрольным работам обучающимся необходимо повторить пройденный материал и более внимательно сосредоточиться на усвоении терминологии курса.

Обучающийся получает допуск к экзамену при успешном выполнении всех видов учебных занятий.

Преподавание дисциплины предусматривает:

• лекции

• практические занятия

• устный опрос

• тестирование

• самостоятельную работу (изучение теоретического материала; подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий, в т.ч. рефераты, доклады, ;подготовка к контрольным работам, устным опросам, экзамену).

• контрольные работы

• консультации преподавателя.

Лекции по дисциплине читаются как в традиционной форме, так и с использованием активных форм обучения.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее главных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а также рекомендуемую литературу. В дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Содержание лекций определяется рабочей программой курса. Каждая лекция должна охватывать определенную тему курса и представлять собой логически вполне законченную работу. Лучше сократить тему, но не допускать перерыва ее в таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Лекционный материал должен быть снабжен конкретными примерами.

Целями проведения практических занятий являются:

• установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

• развитие логического мышления;

 
стр. 10
УП: 35.03.10_24_ЛА.plx
 
• умение выбирать оптимальный метод решения:

• обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

• контроль самостоятельной работы обучающихся по освоению курса.

Каждое практическое занятие целесообразно начинать с повторения теоретического материала, который будет использован на нем. Для этого очень важно четко сформулировать цель занятия и основные знания, умения и навыки, которые студент должен приобрести в течение занятия.

На практических занятиях преподаватель принимает решенные и оформленные надлежащим образом задания, должен проверить правильность решения задач, оценить глубину знаний данного теоретического материала, умение анализировать и решать поставленные задачи, выбирать эффективный способ решения, умение делать выводы.

Пакет заданий для самостоятельной работы рекомендуется выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации обучающегося (при сдаче  экзамена).

Задания для самостоятельной работы составляются, как правило, по темам и вопросам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

 
Обучающийся имеет неограниченный доступ к учебно-методическим материалам дисциплины в электронной информационно-образовательной среде университета

http://cab.orelsau.ru

9. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.